0+

Для профессионалов автомобильного рынка

11713

автомобилей в продаже

66

автоброкеров

528

менеджеров по продаже авто

8 800 550-88-20

Бесплатный звонок по России Бесплатно по России

Все факты о ZETTA — первом серийном электромобиле из России

ZETTA — первый российский электромобиль с краткосрочной серийной перспективой. Журнал «Автоброкер» собрал все факты* о нём в одном материале: цена, технические характеристики, перспективы развития проекта, когда можно будет купить электромобиль.


Обновление статьи производится в хронологическом порядке: новые факты о проекте будут добавляться в конец материала.

Название

ZETTA — аббревиатура от Zero Emission Terra Transport Asset, что в переводе на русский означает «Транспортный актив с нулевым выбросом». Первый серийный электрокар получил название Сити Модуль 1.

Платформа

Платформа для электромобиля – шасси с интегрированной тяговой батареей. По такому же принципу созданы, например, модели Tesla. Разумеется, платформа модульная и на ней могут создаваться автомобили разного класса, что, к слову, проектом и предусмотрено. Кузовные панели, изготовленные из экструзионного композита, крепятся к шасси, как говорят в компании, капсюльным способом, что облегчает задачу создания различных моделей – точки крепления вариативны и выбираются в зависимости от задач.

Элементы подвески и управления – адаптированные решения от вазовских «десяток» и «восьмёрок», семейства Lada Kalina/Granta.

Дизайн

В настоящее время за ZETTA числится два патента с изображениями экстерьера электрокара. Первый документ был опубликован в базе Федерального института промышленной собственности в августе 2019 года.

Дата публикации второго — 31 января 2020 года. Предполагалось, что в серию отправится первый вариант, но журналу «Автоброкер» удалось выяснить, как будет выглядеть товарная версия ZETTA.

Журналу «Автоброкер» удалось заглянуть в салон почти серийного образца ZETTA. Возможно, изменятся материалы отделки, но концепция останется такой.

Габариты и масса

Длина – 3 030 мм, ширина – 1 760 мм, высота – 1 600 мм. По предварительной информации, ZETTA будет сертифицирована по категории L7, то есть как квадроцикл массой до 400 кг.

На фото: один первых прототипов Зетты с неказистым дизайном, но полностью работоспособный

Снаряжённая масса электромобиля будет варьироваться от 486 до 798 кг – в зависимости от выбранной ёмкости тяговой батареи.

Силовая установка

ZETTA – не конструктор, собранный из запчастей. Да, из Китая поставляются ячейки для сборки аккумуляторов, но вот сами движущие элементы – собственная разработка компании, её интеллектуальная собственность.

В движение «электричку» приводят мотор-колёса без постоянного магнита – они установлены на задней оси. Спереди – электродвигатель с редуктором.

На фото слева-направо: интегрированный дифференциальный асинхронный двигатель, асинхронное тяговое мотор-колесо, статор асинхронного мотор-колеса

Отметим, что для уникальной намотки медной проволоки был создан собственный станок, так как ни один иностранный и отечественный не мог справиться с заданием. Мотор-колесо благодаря своеобразной намотке имеет высокий КПД – от 82 до 96%!

 

С одного мотор-колеса можно снять до 70 кВт, что эквивалентно 95 л.с. Разумеется, на серийных машинах не будет реализован весь потенциал электродвигателей. По 5 кВт (порядка 7 л.с.) на колесо, суммарная мощность всех агрегатов не превысит 15 кВт.

И вот тут, попросим, без паники: киловатты наше всё, но не будем забывать ещё и про другую характеристику – крутящий момент. У электромоторов он довольно высокий, и соотношение массы к моменту составляет более 30 Нм на 1 кг веса мотора.

Источником энергии служат GE Power. Из этих ячеек будут изготавливаться аккумуляторы ёмкостью от 10 до 32 кВт*ч. Варианта пока два: либо литий-железо-фосфатные (LiFePO4), либо литий-марганцевые с добавлением никеля и кобальта (Li-NiCoMn).

Заявленный пробег – от 200 до 560 км. Не уточняется, в каком цикле проводились измерения, и на сколько цифры реальны. С большой долей вероятности они относятся к идеальным условиям, смоделированным на компьютере, и вместо 200 на деле будет доступно только 120 км пробега на одном заряде, чего для движения в рамках города более чем достаточно.

Где будут выпускать

У компании «Зетта» есть свои производственные мощности, которые почти приведены в готовность для начала производства электромобилей. Площадка расположена в Тольятти на территории порядка 18 000 квадратных метров.

В будущем предприятие будет дооснащаться необходимым оборудованием, которое позволит только улучшить качество и выйти на запланированные объёмы, а это примерно 15 тысяч машин.

Если говорить о сегодняшних реалиях, то можно рассчитывать примерно на пару тысяч — таков минимальный объём, чтобы компания выходила в ноль.

 

Также стоит отметить, что «Зетта» не бизнес, созданный для выпуска электрокаров. Компания давно присутствует на рынке комплектующих для заводов по производству автомобилей, работают в сфере военно-промышленного комплекса, разрабатывают и производят лодочные моторы.

Практичность и комфорт

ZETTA имеет трёхдверный кузов и двухрядную компоновку салона с посадочной формулой «2+2».

Приборная панель представлена экраном – графика и варианты отображения показателей будут оригинальными.

На фото: прототип ZETTA и демонстрационный стенд с мотор-колесом. Дизайн «Сити Модуля 2» почти серийный, возможна лишь незначительная корректировка некоторых элементов

Электромобиль не получит усилителя руля. Гидравлический слишком дорог и тяжёл, а электрических, соответствующих напряжению электросети ZETTA, пока нет, но над этой проблемой компания работает, хотя для такой машины, может, это излишняя опция.

Один из поисковых эскизов внешности автомобиля. Обратите внимание, что в салоне изображены три человека: один водитель и два пассажира

Кондиционера тоже не будет – он «съедает» энергию, которая нужна электромобилю для поездок. Тем не менее, выход из положения был найден: охлаждение воздуха выполняется за счёт испарения обыкновенной воды. Можно с уверенностью говорить, что охлаждение будет происходить не так эффективно, как в случае с фреоновым аппаратом, но приходится чем-то жертвовать.

Ещё один варианта дизайна, который в серии не появится. По крайней мере, на начальном этапе

На алтарь дальности пробега также был положен отопитель салона, который заменили «печкой» Webasto на бензине. Впрочем, с такими зимами он вообще может и не понадобиться.

Объём багажного отделения составляет 180 литров. Примерно такой же, как у Kia Picanto.

Целевая аудитория

Помимо приверженцев экологически чистого вида транспорта, а также курортных организаций, которые вынуждены пока покупать действительно конструкторы с минимумом удобств, ZETTA может стать экспортным продуктом.

Это не ближайшая перспектива, но если всё будет складываться хорошо, то за рубеж будет отправляться порядка 50% собранных в Тольятти электромобилей. Потенциальные рынки: Казахстан, ОАЭ, Иордания, Кувейт, несколько стран Северной Африки.

Цены и комплектации

В планах компании наладить выпуск ZETTA в трёх комплектациях. На базовую (передний привод и батарея с минимальной ёмкостью), по расчётам маркетологов, придётся порядка 40% заказов.

Средняя – так же переднеприводная, но с аккумулятором большей ёмкости. На такие должно приходится порядка 30% заказов.

В топовой модификации у электрокара реализована система полного привода и установлена самая энергоёмкая батарея.

Цена на самую доступную версию ZETTA, по разным источникам, будет лежать в диапазоне от 450 до 540 000 рублей. В середине августа Денис Щуровский, гендиректор ООО «ZETTA» назвал, за сколько можно будет купить базовый вариант «электрички»: «Базовая версия в расчёте бизнес-плана у нас 550 тысяч рублей на продажу. Эта версия при 10 кВт∙ч в экорежиме рассчитана на 180 км пробега без подзарядки. Китайские электромобили при этой же стоимости, причём уже с учетом субсидирования, пробегают до 100 км».

Дата выхода

Серийное производство ZETTA планировали начать в первом квартале 2020 года, но пандемия внесла свои коррективы. По собственной информации журнала «Автоброкер», проблемы с поставками комплектующих для российских электромобилей начались ещё в конце прошлого года, когда все товары из Китая задерживались таможней на неопределённый срок из-за карантинных мер.

Тем не менее, опытно-промышленная партия уже выпускается, в серийное производство Зетту планируют отправить в конце 2020 года, если проект получит дополнительные инвестиции в размере ста миллионов рублей.

Фонд развития промышленности отказал ZETTA в выдаче займа, поэтому сроки выхода вновь скорректированы. Автор проекта Денис Щуровский говорит, что от серийного выпуска электрокара компания не отказывается, а лишь переносит его на неопределённый срок.

Гарантия

Гарантийный срок составляет 2 года или 150 000 километров. В настоящее время решается вопрос о сервисной составляющей — кем и на каких условиях будут обслуживаться электромобили.

Перспективы

У «Зетты» есть прототип нейромобиля, который управляется при помощи мысли. Нет, это не фантастика, это уже реальность, в которой убедились не раз представители власти и посетители различных выставок.

Чем больше мозг человека взаимодействует с интеллектом машины, тем больше последний обучается — чётче и быстрее реагирует на импульсы.

В 2020 году может появиться грузовая модификация ZETTA, которая может перевозить до двух тонн груза.

Появилась информация о том, что тольяттинская компания разработает ещё несколько моделей, в числе которых авторикша и компактный автобус.

Для того, чтобы не повторить судьбу прохоровского «Ё-мобиля», у Зетты есть все предпосылки: грамотный и целеустремлённый руководитель, собственные разработки и производственные мощности с уникальным оборудованием, поддержка государства и растущий интерес со стороны общества к автомобилям с нулевым уровнем выбросов. Надеемся, что ближайшие новости будут касаться запуска серийного производства ZETTA.

* — все факты, представленные в этом материале, собраны из открытых источников сети Интернет, а также получены по собственным каналам информации журнала «Автоброкер».

Дополнено 19.09.2020

Журналу «Автоброкер» удалось провести первый в мире тест-драйв ZETTA City Modul 1.

Дополнено от 25.09.2020

Производство ZETTA могут наладить в Словакии: директор проекта Денис Щуровский встретился с главой компании «Beta-Car s.r.o.» Бониславом Доневым. В рамках встречи были обсуждены этапы сотрудничества.

Дополнено от 09.10.2020

Краткая экскурсия по производственным мощностям ООО «Зетта», где будет выпускаться электрокар Сити Модуль 1.

Дополнено 15.10.2020

Компания ООО «Зетта» получила официальный статус резидента тольяттинского технопарка «Жигулёвская долина» (региональный оператор «Сколково»). В министерстве экономразвития Самарской области пообещали оказывать необходимые для продвижения проекта меры поддержки.

Дополнено 16.10.2020

Новость пришла не откуда-нибудь, а из Минпромторга РФ: прорабатывается вопрос об экспорте ZETTA в Германию и ряд других зарубежных стран.

Дополнено 17.11.2020

Появилась надежда на то, что у ZETTA появится кредитор. Причём вопросом занялся губернатор Самарской области, который и поручил министерствам и ведомствам сопровождать проект по созданию серийного электрокара на всех этапах.

Дополнено 22.01.2021

В двери ООО «ЗЕТТА» постучалась прокуратура: компания не выплачивала своим сотрудникам заработную плату. Только лишь «административкой» не отделались, в отношении руководителя было возбуждено уголовное дело.

Дополнено 02.04.2021

На днях в Тольятти, где должно начаться производство ZETTA, заглянул министр промышленности и торговли Денис Мантуров, который прокатился на электрокаре Сити Модуль 1.

Журналисту Автоброкер Клуба удалось задать чиновнику несколько вопросов и попросить поделиться впечатлениями от тест-драйва.

электрокар кама

 

Весна 2024 года для проекта ZETTA ознаменовалась новостями о закрытии и распродаже площадей и оборудования. А следом и опровержением этой информации. Ждем, что будет дальше…


Читайте также