Для профессионалов автомобильного рынка

15004

автомобиля в продаже

94

автоброкерa

752

менеджера по продаже авто

8 800 550-88-20

Бесплатный звонок по России Бесплатно по России

Разбираемся, почему Казахстан может стать золотой жилой для автоброкеров и перекупов

Автомобильный рынок Казахстана в ближайшем будущем переориентируется с продаж новых машин на авто с пробегом, потому что денег у жителей соседней республики хватит только на «бэушки». И россиянам это только на руку: увеличение спроса на подержанные автомобили неминуемо приведёт к увеличению их стоимости, и продавать машину в Казахстане будет выгоднее, чем в России.

На днях Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» представил отчёт о динамике цен на новые автомобили в Республике: они выросли на 16.3% по сравнению с январём-октябрём 2019 года. Средняя стоимость автомобилей отечественного производства выросла на 13.2%, а прайс на авто, ввезённые из-за рубежа, — на 23%.

В связи с этим неудивительно, что выбор жителей Казахстана — бюджетные модели: более четверти покупателей (31.7%) по итогам десяти месяцев 2020 года предпочли авто стоимостью менее 5 миллионов тенге (892 000 рублей). Обратите внимание, какая доля этого сегмента была в прошлом году.

Свой взгляд на ситуацию изложил Артур Мискарян, директор по стратегическому планированию Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром»:

«С начала года средняя стоимость автомобиля выросла на рекордные 16%. Основной причиной ценового скачка стала остановка крупнейшего автосборочного предприятия – усть-каменогорского завода «Азия Авто». Именно его конвейер является поставщиком наиболее доступных автомобилей – ценой до 5 миллионов тенге. На этот сегмент приходится 32% покупателей. Сложившийся дефицит спровоцировал ускорение ценового роста».

«Работа «Азия Авто» была приостановлена после разрыва соглашения между профильным министерством и предприятием. Результатом стало снижение уровня рыночной конкуренции. Заморозка деятельности ведущего предприятия отрасли рискует повлечь ещё более интенсивный рост в обозримом будущем», — пояснил Мискарян.

Редакция журнала «Автоброкер» побеседовала с Ериком Сагымбаевым, президентом АО «Азия Авто», который высказал своё видение дальнейшей ситуации на авторынке Казахстана:

«Рост цен на новые автомобили неминуем. Мы пытаемся исправить ситуацию по возобновлению производства автомобилей на мощностях «Азия Авто» — в августе мы создали петицию на имя президента Казахстана, которую подписали почти 46 тысяч граждан нашей страны, но завод не работает и товарные запасы новых машин, особенно любимой марки Lada, иссякают. Это ведёт к росту розничных цен, что в дальнейшем отразится на рынке подержанных машин — этот сегмент вырастет, но, разумеется, и стоимость «бэушек» не будет прежней — цены пойдут вверх».

Другими словами, если ситуация не изменится в ближайшее время, Казахстану предстоит пережить передел рынка: свои позиции усилит сегмент авто с пробегом, а продажи новых машин обвалятся до рекордного минимума.

В таком случае интерес к Казахстану проявят продавцы «бэушек» из России. И этому поспособствуют особые торгово-экономические отношения между нашей страной и Республикой: отсутствие таможенных пошлин. Да и война с машинами с российскими номерами улеглась.

Ввозя с территории РФ машину, можно продолжить эксплуатировать её на территории Казахстана без особых проблем: для этого необходимо лишь оформить местную страховку — базы страховщиков и дорожной полиции в стране синхронизированы.

Алексей Бондаренко, руководитель компании «Виктория Авто»из Омска, не исключает повышения спроса на автомобили с пробегом в приграничных с Казахстаном городах. Алексей имел опыт работы с покупателями из РК и отмечает, что они интересуются автомобилями даже 90-х годов выпуска.

По его словам, сдерживающим фактором в поставках машин от российских автоброкеров к коллегам в Казахстан, могут стать ограничения, введённые в связи с угрозой распространения коронавируса. В данном случае выгодно будет ввозить автомобили большими партиями — на автовозах. От редакции добавим, что для транспортных компаний предусмотрены специальные условия для въезда на территорию Республики: частное лицо должно предъявить справку с отрицательным тестом на COVID-19, которая действует не более трёх суток.

Эрик Яруллин, руководитель компании «Автолайн» в Уфе тоже считает, что спрос на автомобили вторичного рынка, которые будут ввозиться из России в Казахстан, может вырасти на фоне повышения цен на новые авто. Эксперт уточняет, что рынок подстраивается под потребителя гораздо быстрее, чем законодательство. И даже с учётом регистрационного сбора, разница на популярные модели с пробегом в России и Казахстане может не стать помехой.

Как бы то ни было, но радует, что ГК «БИПЭК Авто — Азия Авто» не собирается сдаваться. В планах компании завершить строительство новых мощностей в Усть-Каменогорске и продолжить работу на благо Республики Казахстан. Что касается прогнозов экспертов, то они, вероятно, сбудутся: запасы у дилеров новых бюджетных моделей есть, но они невелики.

В Казахстане есть ещё несколько производственных площадок, которые могли бы обеспечить рынок Средней Азией недорогими автомобилями, но для запуска производства требуются инвестиции и время.


Читайте также