Россия лишилась собственного турбодизеля. Но кому он был нужен?
В сентябре издание Автоброкер Клуб сообщало о том, что Заволжский моторный завод (ЗМЗ) прекратил производство семейства собственных дизельных моторов ЗМЗ-514.
В компании пока говорят лишь о приостановке выпуска на неопределенное время, но шансов на возобновление производства ЗМЗ-514 — ноль. Почему мы так считаем — расскажем в этом материале.
Для начала небольшой экскурс в историю. ЗМЗ-514 был разработан в конце 90-х — начале 2000-х методом конвертации бензинового ЗМЗ-406 от Волги. Два двигателя роднят между собой в первую очередь чугунный блок цилиндров.
Гамма ЗМЗ-514 включала модификации мощностью от 98 л.с. до 130 л.с. С конца нулевых серийно выпускали мотор отдачей 114 л.с.
Заволжский турбодизель создавался под перспективу большой серии, поскольку ориентировались, что им будут оснащать и УАЗы, и ГАЗели.
Однако ГАЗ так и не стал закупать этих агрегатов, поэтому сбыт ограничился УАЗом, который устанавливал ЗМЗ-514 на ряд модификаций внедорожников Хантер и Патриот. Здесь надо напомнить, что ЗМЗ и УАЗ входят в единую группу Sollers.
Спрос на УАЗы с ЗМЗ-514 был незначительным — двигатель оказался «сырым» и дорогим. ЗМЗ из рук вон плохо обеспечивал эксплуатантов турбодизеля запчастями. В результате выпуск «пятьсот четырнадцатого» даже на пике не превышал нескольких тысяч экземпляров в год.
Под капотом Патриота этот мотор оказался вовсе стечением обстоятельств. В 2008-2011 гг. Sollers предлагал Патриот со 116-сильным 2,3-литровым итальянским турбодизелем Iveco F1A — такая модификация очень полюбилась эксплуатантами, поскольку была надежной, неприхотливой и экономичной.
Однако в 2011-м холдинг прекратил сотрудничество с концерном FIAT, у которого закупал F1A. Восполнить возникшую брешь в продуктовом каталоге решили за счет выпуска Патриота с ЗМЗ-514 — по характеристикам мощности и крутящего момента он сопоставим с итальянским, но по надежности даже близко не стоял.
Важно, заметить, что на УАЗовский флагман устанавливали турбодизель с непосредственным впрыском топлива (система common rail), Хантер же оснащали турбодизелем в варианте с механическим ТНВД.
Владельцы Патриотов с ЗМЗ-514 в клубных онлайн-форумах «уазоводов» свели информацию о характерных проблемах таких машин:
- отказ вакуумного насоса,
- поломка привода маслонасоса или промвала,
- откручивание заглушки коленвала,
- перескок цепи привода ГРМ,
- облом пластины датчика фазы,
- разгерметизация впускной нагнетающей магистрали,
- снижение давления в топливной рампе,
- медленный прогрев двигателя зимой,
- маслосажевый налет во впускной магистрали.
С 2017 года и вплоть до 2022-го ЗМЗ-514 производили исключительно для нужд вторичного рынка, заводы для первичной комплектации машин их больше не закупали в том числе по причине того, что максимальный экологический уровень мотора — Евро-4.
На ЗМЗ говорят, что сборка турбодизелей была остановлена вынужденно, поскольку в моторе велика доля иностранных компонентов; доступ к их закупке Sollers потерял еще в 2022-м из-за антироссийских санкций.
Такой ответ подразумевает, что производство двигателя могут возобновить, если найдут новых поставщиков компонентов.
Мы предполагаем, что ЗМЗ-514 не воскреснет — и снят с производства окончательно. Причина здесь не только в низкой востребованности, но и в том, что Sollers в июле 2023-го запустил проект по сборке китайских турбодизелей JAC на своем заводе в Елабуге. Они современнее, чем ЗМЗ-514 и имеют две модификации — 2,0-литровую мощностью 130 л.с. и 2,7-литровую отдачей 150 л.с.
Мотор меньшего объема с 2024 года планируется устанавливать на УАЗ Патриот. А это означает, что даже гипотетической актуальности в ЗМЗ-514 больше нет.