Фаиль Халимов: нужно чтобы сотрудник кайфовал не два раза в месяц, а каждый день!
Во всём ворохе интервью нашего издания основными вопросами стали региональные особенности, перспективы рынка и… ох, падение продаж в период пандемии. Досадно, что важные вопросы кадров, маркетинга и отношений внутри коллектива, все это было упущено. Исправляемся.
Сегодня в нашей беседе Фаиль Халимов, один из соучредителей компании «Пионер Авто». Аналитика, тестирование и внедрение новых проектов, это не полный перечень того, чем Фаиль занимается в компании из Оренбурга, оставив за плечами годы руководящей работы в крупных транснациональных компаниях.
Впрочем, столь богатым опытом может поделиться не только Фаиль. Все учредители, а это Сергей Судариков и Николай Пугачев, это профессионалы своего дела в различных областях. Сергей Судариков — участник Первой Всероссийской Конференции Автоброкеров (примечание редактора).
Насколько важен предварительный отбор в команду автосалона по продаже авто с пробегом? Или работать на площадке автоброкера может каждый, кто любит автомобили?
-Команда в любом бизнесе — это более 50% успеха всего предприятия. Мне удалось поработать в хороших командах, в плохих. Я уверен, что как только формируется хорошая команда, вмешательство руководителя будет сугубо корректирующим. В «Пионер Авто» мы нацелены на рост сотрудников внутри компании, ведь рынок не представляет готовых специалистов в сфере продажи авто.
Порой обучить человека с малыми задатками и минимальным набором необходимых качеств — может быть гораздо эффективней, чем «ломать» профессионально деформированного менеджера из другого салона.
К тому же, на мой взгляд, автобизнес — это один из самых коррумпированных сегментов. Часть автодилеров не гнушается открытым подкупом сотрудников. С этим довольно сложно бороться. В этой связи все бизнес-процессы нашей компании настроены так, чтобы исключить коррупционную составляющую. Поэтому проще и эффективнее вырастить специалиста, который не оброс связями его порочащими. Ту «чистую душу», которой мы даем знания, подкрепляем денежной мотивацией и движемся вперед.
А если подробнее. С чего начинается вливание в коллектив?
-Основная стратегия в следующем: приглашаем всех желающих, даже из иных отраслей, без опыта работы. Собеседование у нас происходит в три этапа: по телефону, с руководителем отдела, согласование кандидатуры с высшим руководством.
Далее выход на стажировку, которая длится две недели. После этого тестирование. Процесс жесткий, с набором обязательного количества баллов. Сохраняется возможность одной пересдачи. Кто не сдал вторично, тот в нашу команду не попадает.
Инструмент тестирования и отбора персонала, это заимствованное решение или интеллектуальная собственность компании?
-Это полностью наше детище. У нас вообще мало заимствованного. Дело в том, что когда мы начинали этот бизнес, заимствовать было негде. Это уже потом узнали о формате автоброкера и других решениях.
Началось все с возвращения Сергея Сударикова из Чехии, озвучившего такую классную тему, которой на тот момент у нас не было. Первым делом «прощупали» рынок Оренбурга. Поняли, что есть необходимость. Да и само название «Пионер Авто» не случайно. Первые.
Возвращаясь к нашим методикам тестирования, замечу, что все это было вынесено из собственной практики ведения бизнеса. В анкете более 80 вопросов. Оценка построена по принципу суммирования баллов. За каждый ответ присуждается от нуля до двух баллов. Порог прохождения более 80. К повторной сдаче соискатель допускается через три дня. Специально никто знания «не разжевывает и в рот не кладет». Но не возбраняется обращаться за помощью к коллегам и руководству.
Работает ли система ввода в должность уже после успешного прохождения тестирования?
-Да, конечно. После двух недель уже непосредственно работы мы проводим первый тренинг. Это более полное знакомство с принципами компании и членами команды. После этого с периодичностью раз в две недели работник проходит четыре базовых тренинга, в которых в качестве наставников выступают и руководители компании. Сергей имеет большой опыт тренерской работы как внутри нашей компании, так и в прошлом.
Материалы и программы обновляются регулярно. Что-то подвергается коррекции исходя из текущей ситуации на рынке, что-то мы внедряем после собственного обучения.
Наша система обучения, это почти живой организм, который постоянно меняется, подстраиваясь под реалии, становясь более эффективным.
Есть в команде сотрудники, которые совершенно не знакомы с материально-технической частью автомобиля. Но они хорошие продажники или переговорщики. Вместе с тем есть ребята, которых не назовешь харизматичными ораторами. Но стоит такому специалисту сесть в автомобиль, тут же просыпается вся его любовь к технике, происходит разительная перемена. Не влюбиться именно в эту машину, где он с трепетом и заботой нажимает на кнопочки, невозможно.
Сколько человек в команде? Как распределены роли?
-Структура у нас вполне стандартная: call-центр, байеры, отдел продаж, кредитно-страховой отдел, АХО. Это именно те отделы, которые непосредственно заняты в реализации автомобилей с пробегом. Всего чуть больше 20 человек.
Есть ли в вашей компании многостаночники?
-На первых стадиях создания компании такие сотрудники действительно были. Но главный ориентир компании «Пионер Авто» — это эффективность. Как общая, так и отдельно взятого процесса. И со временем «мастера на все руки» исчезли из нашей структуры. Взаимозаменяемость используется в период больничных и отпусков. Это прописано в рабочих регламентах. Этим мы обеспечиваем стабильность работы.
Мотивация. У каждого она своя? Или есть универсальная?
-Опыт работы позволил руководству нашей компании перенять опыт и лучшие практики в области HR. Тема мотивации у нас прописана настолько полно и детально, что этими инструкциями может пользоваться любой начинающий руководитель.
Можно подумать, что в сегодняшних реалиях все погрязли в денежной мотивации. Мы же культивируем идею коллективизма, движения к общей цели. Это не значит, что мы кормим сотрудников воздухом. Но общая идея, подкрепленная финансово, максимально эффективна.
Справедливая оплата труда — это что-то само по себе разумеющееся. Человек работает, человек зарабатывает. А чтобы ему было комфортно работать, уже нужна общая идея. Чтобы он «кайфовал» не два раза в месяц, а каждый день. Сотрудники, приходящие на работу на драйве, горы сворачивают. Это фанатики, у которых самые высокие показатели.
Но мы не за то, чтобы оторвать человека от семьи, сделав его роботом. Мы поощряем лучших на общих собраниях, проводим корпоративные посиделки, собираемся вечерами за настольными играми. И это не принудительно, а по желанию.
Подобные мероприятия, подкрепленные всего лишь пиццей, собирают не менее 80% коллектива. Есть опыт футбольного турнира между городскими автосалонами. По понятным причинам пришлось приостановить. Скоро начнем заново.
Красивые девушки, работающие в автосалоне — инструмент продаж?
-Красивые девушки всегда присутствовали в автобизнесе. Во всех его проявлениях. Автосалоны и выставки не обходятся без красавиц на стендах. Спортивные мероприятия всех уровней. Не без основания стоит предположить, что это хороший инструмент привлечения. Ведь основной клиент автосалона — это мужчины. А мужчинам всегда приятно внимание красивых девушек.
На прямые продажи это все влияет. Но помогает «генерить» лиды и увеличивает охват аудитории. В компании «Пионер Авто» некоторые девушки демонстрируют большую эффективность по сравнению с некоторыми мужчинами-байерами.
Но девушки, как принято считать, натуры ветреные и непостоянные. Их больше заботит семья, личные отношения. А порой и ревнивый супруг может стать помехой в работе. Ввиду этого работа девушек у нас строго регламентирована. Супруг может приехать к нам в гости в любое время. Как в качестве клиента, так и просто посидеть в зоне ожидания, созерцая работу второй половинки.
Не единичны случаи, когда супруг или супруга становятся другом всего коллектива, посещая корпоративные посиделки.
Ознакомиться с предложениями компании «Пионер Авто» вы можете на официальном сайте, где собраны самые выгодные предложения на рынке автомобилей с пробегом в Оренбурге.