У всех — гибриды, а что у Lada? Выясняем, на что делают ставку на АВТОВАЗе
Волна «озеленения» транспорта докатилась до России: с 2030 года Минпромторг хочет обязать российских автопроизводителей продавать гибриды и электрокары. У локомотива отечественного легкового автомобилестроения — АВТОВАЗа — крайне мало современных разработок по электрификации. Редакция журнала Автоброкер Клуб выяснила, как компания будет выходить из ситуации.
«Чтобы осуществить плавный, постепенный отказ от машин, работающих на ископаемом топливе, планируем установить требования к производителям по доле в продажах «зелёного» транспорта, начиная с 2030 года» — цитируют Ведомости министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.
В контексте тезисов, прозвучавших на онлайн-заседании Российско-германского сырьевого форума, становится понятно, что под «зелёными» машинами подразумеваются электрокары и автомобили с частично электрифицированными силовыми установками (гибриды вроде Toyota Prius). Это уточнение важное, так как в России гибридами ещё называют битопливные модели, работающие на бензине или дизеле, а также на природном газе.
Мы обратились за комментарием в пресс-службу Dacia-Lada с просьбой рассказать, как обстоят дела с электрификацией моделей Lada. Это интересно не только в свете выступления Мантурова, но и в рамках провозглашённой «зелёной» стратегии Группы Renault, неотъемлемой частью которой являются АВТОВАЗ и Lada.
Что касается бренда Lada, его приоритет — дать наилучший ответ на потребности своих клиентов. Именно поэтому бренд предлагает проверенные и доступные силовые агрегаты, надёжные в любых климатических и дорожных условиях. Мы также активно работаем над использованием всех технологических активов группы Renault и Альянса и изучаем возможность расширения ассортимента нашей продукции с помощью силовых агрегатов на CNG¹, которые особенно эффективны с точки зрения выбросов CO2. Первым шагом в этой области является успешный запуск Vesta CNG.
Что касается Dacia, то бренд является лидером в Европе по сжиженному газу. Мы только что запустили Dacia Spring, который является стопроцентным электрокаром. У каждого члена Группы есть доступ к гибридным технологиям, она будет реализована на моделях Dacia, как только это будет актуально для наших клиентов».
Орианна Тамбурини, глава пресс-службы Dacia
Пресс-служба АВТОВАЗа традиционно лаконична в своих ответах: «Глобально АВТОВАЗ не комментирует заявления официальных лиц (Мантурова — прим. журнал Автоброкер Клуб). Но при этом напомню, что мы являемся единственным российским производителем серийных автомобилей с битопливными двигателями CNG», — сообщили в компании.
Значит ли это, что Минпромторг АВТОВАЗу не указ? В большинстве случаев реформаций, проводимых в России, мы сталкиваемся с одним и тем же сценарием: сначала сделать, а уже потом думать, как это будет работать. Один из свежих примеров: новые правила прохождения техосмотра. Идея правильная и нужная, но реализация пока хромает, причём на обе ноги.
Развитие электротранспорта в России возможно, нужно лишь продумать ступенчатую программу реализации стратегии. Были времена, когда директива «партия сказала надо» работала, и даже пятилетки в три года осваивали, но автомобили будущего — не тот случай. Мало сказать, что к 2030 году автопроизводители должны начать продавать «зелёные» машины. Для этого нужны стимулы. Да, они могут быть карательными: не делаете — получаете огромные штрафы. Такая система работает в Европе, но в таком случае государство не должно забывать, что оно и автопром находятся в одной лодке. Поэтому действовать нужно только сообща, помогая друг другу.
Уже есть примеры удачной электрификации : КАМАЗ выпускает электробусы, которые не первый год курсируют по Москве, недавно даже открыли сборочный цех непосредственно в столице. Почти готов к производству Кама-1, верим, что есть шанс на воскрешение у ZETTA.
Ситуация с инфраструктурой, и это слова главы Volvo Car Russia Вима Маеса, в России не хуже, чем в Европе, и она будет улучшаться: Volkswagen и «Россети» уже заключили договор.
В конце материала можно вспомнить онлайн-лекцию Алексея Лихачёва, директора программы автомобилей на платформах B/C, которая была проведена в мае 2020 года. В ней он отметил, что АВТОВАЗ внимательно следит за тенденциями на рынке и, если потребуется, ответит выпуском того, что требует клиент, в том числе и гибриды на основе разработок Альянса. Теперь эти слова не кажутся просто словами: в январе стало известно, что все будущие Lada будут создаваться на модульной платформе CMF-B, которая предусматривает установку стартер-генератора, гибридной трансмиссии, а также полностью электрической.
¹ — CNG (англ. Compressed natural gas) — природный газ — метан, сжатый до давления 200—250 бар для использования в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания легковых автомобилей, пассажирском и лёгком грузовом транспорте, коммунальной технике. Сжатие, компримирование газа производится на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС).