Роторный мотор ВАЗ: не пора ли возродить его для беспилотников?
В конце декабря 2023 года в Тольятти открыли завод по производству гражданских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Предприятие под названием «Транспорт будущего» частные инвесторы организовали в корпусах выкупленного у АВТОВАЗа завода JV Systems, который самому автогиганту достался «в наследство» от GM-AVTOVAZ. Первоначально JV Systems создавали под штамповку и сварку кузовов для Chevrolet Niva II, но ее проект в итоге был отменен.
Первая продукция новообразованной фирмы «Транспорт будущего» — небольшие сельскохозяйственные коптеры Гектор S-80. В дальнейшем планируют запустить в серию еще шесть моделей дронов различных классов, в т.ч. тяжелых. Также на площадке будут выпускать винты, двигатели, драйверы, полетные контроллеры, корпусные детали. Общие инвестиции в проект достигнут 7 млрд рублей (пока вложено 3 млрд).
Очевидно, Тольятти в ближайшие годы станет одним из центров развития беспилотной авиации в России. В этой связи «Автоброкер Клуб» решил напомнить о старой разработке АВТОВАЗа, которая в таких условиях могла бы приобрести новую актуальность — речь идет о роторно-поршневых двигателях ВАЗ.
В мире было не так много автомобильных фирм, занимавшихся серийным производством роторно-поршневых двигателей Ванкеля. Одной из таких компаний был АВТОВАЗ, который выпускал РПД собственной разработки с 1978 по 2005 годы.
Обычные поршневые двигатели производят энергию в результате сгорания топлива в цилиндрах и возвратно-поступательного движения поршней. РПД концептуально другие — в них трехгранный ротор вращается внутри цилиндра и отсекает переменные объемы камер с помощью трех радиальных уплотнений. Эта концепция позволяет отказаться от специального газораспределительного механизма.
РПД имеет ряд преимуществ перед поршневыми моторами — это низкий уровень вибраций, высокая удельная мощность, малый вес, небольшие габариты, меньшее количество деталей. Недостатки — более быстрый износ трущихся элементов и уплотнителей, склонность к перегреву, повышенный расход топлива на низких оборотах, низкая ремонтопригодность.
Серийно АВТОВАЗ производил только автомобильные 2-секционные РПД моделей ВАЗ-411, ВАЗ-4132 и ВАЗ-415 мощностного диапазона 120-140 л.с. Ими оснащали как задне-, так и переднеприводные модели. В советское время их выпускали для узкого круга потребителей — для спецслужб, милиции и работников самого ВАЗа.
Однако после развала СССР роторно-поршневую «классику» и Самары мог купить любой желающий. Правда, доступны такие автомобили были только в Тольятти.
Еще в 1991 году специальное конструкторское бюро роторно-поршневых двигателей ВАЗа разработало облегченный 41-сильный 1-секционный РПД ВАЗ-1187 специально для нужд сверхлегкой авиации. В те годы под «сверхлегкой авиацией» понимали только мотопарапланы, мотодельтапланы, автожиры, микросамолеты.
Понятия «беспилотные летательные аппараты» в его нынешнем представлении не было. Сбыта на мотор ВАЗ-1187 автогигант не нашел.
Сегодня на фоне востребованности БПЛА в армии и сельском хозяйстве было бы уместным поднять из архивов чертежи на ВАЗ-1187 и адаптировать его под тяжелые беспилотники. Тем более что конструкция агрегата была успешно испытана и оптимизирована с точки зрения технологий производства. Возродить такой двигатель было бы гораздо дешевле, чем разрабатывать новый мотор с нуля. Конечно, этим должен заниматься не сам ВАЗ, а сторонние фирмы, более близкие к сфере авиастроения.
То, что оказалось невостребованным 30 лет назад, вполне может оказаться сверхуспешным сегодня.