Азамат Шарафутдинов: мечтая, продумайте желания до мельчайших деталей
После нашего визита в PlazaTopCar, где мы приобрели очередной автомобиль для нашего редакционного проекта, удалось встретится с Азаматом Шарафутдиновым, автоброкером Уфы, с опытом работы официальным дилером.
После беседы не осталось благостных воспоминаний о стеклянном автосалоне, успешных продажах. А появилось желание поделиться этой историей со всеми, кто говорит «жесть», когда его доход снижается с 300 000 рублей до 200 000 рублей. Или когда кто-то другой простоял в пробке 1,5 часа, опоздав в барбершоп, или устроил дома скандал, оправдывая пятую бутылку пива сложностью ситуации.
Рассказ написан от первого лица. Традиционный формат интервью здесь был бы лишним.
Азамат Шарафутдинов, основатель компании «Автосезон» г.Уфа:
-Автомобилями я занялся в конце 2000 года. Первое авто, на котором я заработал — это «восьмерка» директора моей будущей жены. Взял за 40 000 продал около 80 000. Пошло, поехало. Так я стал перекупом, а потом и автоброкером. Но меня никогда не покидала мечта — стать дилером. Своя «стекляшка», аккуратно одетые менеджеры, новые и красивые автомобили.
Старт: «японцы» и «американцы»
Одним из первых в Уфе я занялся японскими авто с пробегом по РБ. На руку сыграл тот факт, что в середине 2000-х у нас не было специализированных сервисов по обслуживанию «япошек». У меня был. Люди пугались самой малой поломки, выходу из строя воздушного датчика, к примеру. Такой автолюбитель готов был отдать праворульку побыстрее, только бы не попасть на дорогостоящий ремонт. В то же время сохранялся пласт покупателей, которые смотрели на иномарки с вожделением. Проблем с перепродажей не было.
Потом перешел на «американцев». С одной машины мы получали по 200- 300 000 рублей, что в 2006 — 2008 было очень хорошим показателем. Продолжалось это до введенных на ввоз ограничений. С американскими машинами все началось на свой страх и риск — купил и привез одну, вторую, третью. Где-то на пятом автомобиле пришло понимание нюансов. Но по началу все строилось на доверии. Я вообще привык доверять людям, на чем и попался чуть позднее.
«Американская история» закончилась в 2008 году, что плавно приблизило меня к мечте — стать дилером.
Развитие: Шевроле Ланос, Нексия, Lada и Хёндэ
Начал ездить в Москву, покупая машины у официалов. Продавал в Уфе, прибавляя к стоимости несколько десятков тысяч рублей. Продажи осуществлялись на местном авторынке, где у меня был двухэтажный офис, красивые девушки оформители, вышколенные ребята продавцы. Кстати, мы сильно отличались дисциплиной. Брали честностью и обаянием))
Первыми машинами без пробега стали: Ланосы, Акценты, Нексии. Акценты чуть позже начали возить из Таганрога. История не была долгоиграющей. Ланосы сильно подорожали, Нексия перестала быть актуальной, ТАГАЗ закрылся. Успел продать парочку Аквил. Одну машину я лично перегонял из Оренбурга, после чего пришлось идти к остеопату — сыграла злую шутку эргономика водительского места. Хорошо, что таких машин больше нет.
Шёл 2010год, я познакомился с ребятами из Тольятти, начав заниматься продажами марки Lada. Получалось хорошо. Росли обороты, появился партнер, с которым хорошо поработали. Он помогал именно в поставках. Я набирался опыта, идя к своей мечте.
Быстро разобрался с комплектациями, определив наиболее выгодные. Работал с крупными тольяттинскими авторитетами того времени. Многие до сих пор формируют автомобильный рынок региона — «Викинги», «АсАвто».
«АсАвто» на тот момент был дистрибьютором завода Богдан, реализуя украинский клон десятого семейства Lada. Было очень плодотворное время…
Но в 2013г. компания поменяла условия, работать с ними стало невыгодно. Что делать? С авторынка я уже ушел, обосновавшись на Индустриальном шоссе г Уфы в большом помещении, близком к статусу салона.
FAW
И тут на горизонте появилась марка FAW. Дистрибьютор ООО «Квингруп» г.Москва. Но Lada, будучи вполне понятным продуктом, не отпускала. Я начал подумывать, не стать ли дилером этого бренда. Многие отговаривали меня от статуса официала, о котором я продолжал грезить. Друзья говорили, что я не понимаю, куда лезу…
В то время, чтобы стать дилером АВТОВАЗа нужно было иметь около 35 миллионов рублей. Для меня сумма была слишком высока.
Старт с FAW мне обошелся всего в 7 миллионов рублей. Отличное начало, мечта сбылась. Согласно территориальным требованиям компании Квингруп я взял в аренду еще один большой стеклянный салон на территории недавно открывшегося Автоцентра. Маржинальность с одного авто была порядка 70 000 рублей. Продавали, обслуживали, ездили на абсолютно все презентации. Выступали на конференциях РОАД. Работа спорилась, все шло хорошо. 2013,14 годы прошли на «крючке» хорошей маржинальности уже в статусе официального дилера.
Это было время, когда при покупке машины ПТС выдавался не день в день, а чуть позже, так как автомобиль оставался на консигнации у дистрибьютера. Проблем до поры до времени не было. Но февраль 2014г стал тревожным месяцем, начались задержки с выдачей ПТС. В это же время в Квингруп, собственником которого был Ленур Ислямов (позднее станет широко известным, как один из организаторов попытки энергоблокады Крыма в 2014г), мне предложили взять пару возов с маржой в 20% от рекомендованной цены. Предложение было очень хорошим, естественно деньги я перевел… Но автовозы до меня так и не дошли.
Оплаченных машин нет, ПТС за проданные консигнационные машины нет, клиенты разгневаны… мечта повернулась другой стороной. Как оказалось, не самой страшной…
Никаких вразумительных объяснений от дистрибьютора относительно оплаченных машин и отсутствующих ПТС я не получал. Дошел до встречи с представителями FAW из Китая, которые меня выслушали, пообещав помочь через год. Оказалось, что Ислямов их тоже «кинул» на гораздо более крупную сумму денег. Вопрос, как говорили тогда, решался на правительственном уровне. Тогда у FAW дилерская сеть в России приближалась к 100 салонам, качество у машин было достойное.
С тем, что с деньгам пришлось попрощаться, я смирился. Но что делать с десятками клиентов, которые остались без ПТС?
Каждый день ко мне приезжают ОБЭП, Роспотребнадзор. Каждый день я пишу объяснения. Салон в южной части города закрываем, остается салон на Индустриальном шоссе, в котором есть СТО.
СТО, в свою очередь, нужна была для «задабривания» всех клиентов без ПТС. В одну зиму все они от нас получили зимнюю резину. За счет компании устанавливали системы автозапуска, бесплатно проводили ТО и т.д.
Кроме того, деньги, которые я внес за те возы, отчасти были заемными. Ежемесячный платеж по кредиту, который я исправно платил, составлял 230 000 рублей.
Спасибо коллегам, снизившим аренду за салон и СТО с 200 000 рублей до 80 000 рублей в месяц. Оставались и другие обязательства, зарплата сотрудникам, к примеру и т.д. Кстати, в тот период ни один сотрудник не покинул компанию. Мы и по сей день с некоторыми работаем вместе. Всем, кто был со мной в то время, огромная благодарность.
Основной задачей в той ситуации было, чтобы люди, не получившие ПТС, не сгруппировались, что сделало бы ситуацию более резонансной. Но это произошло. Они обратились в суд, хорошо, что не в прокуратуру, которая бы начала разбирательство с формулировкой «мошеннические действия», а это уже другое правовое поле.
Надежда затеплилась когда наш юрист нашел в судебной практике прецедент, дающий шанс на признание ПТС утраченными и получение дубликата по решению суда.
Судебные заседания постоянно переносились, судья в прямом смысле слова не знал что делать: с нашей стороны были предоставлены все документы, подтверждающие факт перевода денег дистрибьютеру за проданные авто; представители дистрибьютера на заседания не являлись; в федеральном залоговом реестре данные ПТС не значились, — никто в суде не мог объяснить где же эти ПТС.
Формат жизни тогда был такой: понедельник, среда, пятница — суд, суббота — депрессняк, воскресенье- отходняк. И так на протяжении долгих месяцев…
На календаре 29 декабря 2014 года, звоню генеральному в Квингруп (в то время Гнездюк А.Л.), сообщаю о том, что история, скорее всего, скоро закончится не самым лучшим образом, т.к. 21 января 2015г должно было состояться заседание, на котором судья вынесет окончательное решение: либо мы получаем ПТС, либо дело передаётся в прокуратуру.
Александр Леонидович, как мне тогда казалось, просто хотел приободрить, говоря, что возможно у него есть решение.
17 января 2015г. без всякой надежды я ещё раз звоню ему, связь очень плохая, но всё же из разговора, который быстро обрывается, я понимаю, что он меня с чем-то поздравляет. Перезваниваю его заму, и Евгений говорит мне, что все ПТС у него на руках, и он их мне сегодня же отправит. Всем коллективом заранее даже боимся радоваться. 19 января мой заместитель в 8:15 звонит со склада СДЭК. ПТС получены…
21 января 2015 года судье я предоставил документы на автомобили и заявления всех клиентов об отказе в дальнейших претензиях. История с ПТС закончилась.
На тот момент мы продали элитную квартиру, дачу и две премиальные машины. По несколько месяцев жили у моего отца в деревне или ютились всей семьей в коммунальной квартире тещи. Был момент, когда обучение детей в частной школе я оплачивал реализуя ранее подаренные мне предметы бытовой техники.
Ездил я на машинах того регионального склада, который размещался на моей территории. Пока шли суды, дистрибьютер хотел их забрать. Всего 28 машин, которые мы отогнав зимой в деревню к отцу, спрятали под слоем снега на картофельном поле. Так они простояли до конца разбирательства, пребывая в статусе залога за деньги и ПТС.
Когда все вопросы с Квингруп разрешились, я скинул их менеджеру геолокацию, таким образом вернув им машины.
Спасибо всем коллегам и друзьям, жене, родителям и родственникам. Всем тем, кто поддерживал меня в тот период.
Конечно же, к тому времени образовались огромные долги, в том числе перед банками. Был вариант уйти в банкротство. Юристы уже подготовили все документы. Посоветовавшись с женой, мы решили — нет. Это получается, что я должен был на своей репутации поставить крест. Это не моя история…
Возрождение
С весны 2015 по 2016 год я не делал ничего, плыл по течению. Сотрудники всё тянули самостоятельно. Мы вернулись на авторынок, закрыв СТО и салон.
В 2016 год, как в год возрождения бизнеса, я шагнул, имея всего лишь семьсот тысяч в кармане и старенькую Джетту…
В этой истории на самом деле не все так грустно. За прошедшие 4 года я построил большой дом, купил 2 квартиры, конечно же мы с супругой ездим на хороших авто, а мои дети по прежнему учатся в частной школе.
На данный момент компания «Автосезон» успешно работает, реализуя новые и авто с пробегом, сам Азамат возвращаться в дилерство не собирается, уяснив для себя ряд истин, которым следует до сих пор.
Первое: чтобы не случилось, нужно всегда оставаться человеком и держать своё слово.
Второе: честным быть выгодно.
Третье: мечты сбываются. Но прежде чем начать мечтать, подумайте, в каком образе это придет. Кстати, большой двухэтажный дом, тоже был его мечтой.