Все факты о российском электромобиле «Атом»
Статья находится в режиме обновления. Все факты добавляются в неё по мере поступления. Сохраните её в закладках.
С началом августа был открыт прием предварительных заявок на нашумевший перспективный российский электромобиль «Атом» от связанной с КАМАЗом челнинской компании «Кама».
В связи с событием корпоративное издание Камского автозавода опубликовало большой материал, в котором о ходе проекта рассказывают его непосредственные руководители.
Сразу о главном: электромобиль Атом начнет поступать клиентам во второй половине 2025 года. Предоплата составила 7 000 рублей.
Объем выпуска составит 25-30 тысяч машин в год с возможностью наращивания до 100 тысяч при должном спросе. Это подтвердил сам исполнительный директор «Кама» Харальд Грюбель, производственник из команды бывшего главы АВТОВАЗа Бо Андерсена, в свое время он блестяще реализовал проект Lada Vesta.
Сопоставимый по габаритам с Lada Xray электромобиль «Атом» сохранит дизайн-концепцию, уникальную распахивающуюся против хода задними дверями и отсутствием центральных стоек кузова.
Электромобиль будет предложен в трех вариациях — для потребителей, для такси и для служб доставки. Они станут различаться исполнением интерьера согласно
назначению и программной начинкой. При этом кузов окажется общим для всех вариантов — «пятидверный хэтчбек».
Производство будет максимально сосредоточено в России, включая батарею аккумуляторов.
Инвестиционным и производственным партнером «Кама» здесь выступит энергогигант «Росатом».
Батареи, к слову, будет иметь емкость 77кВт·ч, чего, как обещают, будет хватать на пробег до 500 км.
- максимальная скорость — 170 км/ч;
- зарядки 8 минут хватит для пробега 100 км;
- разгон с 0 до 100 км/ч — 8 секунд.
Для нивелирования негативного воздействия отрицательных температур на характеристики аккумуляторов применят высокое напряжение и специальная система теплообмена.
Важнейшую роль в компании отводят программной стороне проекта и созданию вокруг электромобиля экосистемы «Атом». Что даст компании возможности широчайшего спектра — и глубокой персонификации услуг для пользователей.
Например, все настройки положения органов управления, предпочтений по акустическому сопровождению, микроклимату будут выполняться автоматически сразу после идентификации пользователя, независимо собственный ли это «Атом»
пользователя или арендованный.
Разумеется, на «Атоме» будут реализованы функции автопарковки,
движения по полосе, аварийного торможения и частичного автопилота.
Что касается приема заявок на электромобиль то это прежде всего клиентская
программа включения в формирующуюся корпоративную культуру «Атом», она дает возможность участвовать в мероприятиях компании и тестировании рабочих прототипов электромобиля, а также посещать производство в составе экскурсий.
Читайте о том, где планируется наладить выпуск первого серийного электромобиля АТОМ.
Забегая вперед, скажем, что место для производства выбрано не случайно, а вполне ожидаемо. Это будет завод Москвич.
В сентябре 2023 года стало известно о заключении соглашения об использовании «электричек» АТОМ в каршеринге. Пресс-служба назвала 2025 год, как год реализации этого проекта.
Также редакция выяснила, что один из офисов разработки АТОМа находится в Тольятти.
В начале октября 2023 года компания объявила о результатах сбора предзаказов.
За два месяца приема заявок было оформлено 36 000 предзаказов. Число впрямь удивляет, ведь это в пять раз больше количества всех проданных в России электромобилей за первое полугодие 2023 года.
АТОМ выставили на всеобщее обозрение
В рамках Международного Форума РОССИЯ, проходящего с 4 ноября 2023 года по 12 апреля 2024 года на ВДНХ, экспонируется электромобиль АТОМ. Сообщество Zetta Auto в ВК опубликовало быстрый обзор и несколько фото.
Пока нет электромобиля, но есть фирменная одежда
Компания начала торговать на одном из маркетплейсов футболками, худи и свитшотами со своим логотипом и дизайнерскими принтами. Одежда выполнена в формате «унисекс», то есть одинаково подходит как для мужчин, так и для женщин. Стоимость позиций — от 1700 до 3800 рублей.
Подробнее в новости Автоброкер Клуба
Назван завод по производству комплектующих для АТОМа
Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ, входит в состав КАМАЗа) вложит 4,2 млрд рублей в создание нового производства подрамников и рычагов подвески для легковых автомобилей.
На вновь созданных мощностях развернут выпуск комплектующих для автомобилей Лада и Москвич, а также для электромобилей Атом.
Подробнее в новости нашего издания
Машины нет, но руль уже обновили
В середине декабря производители внезапно обновили модель руля для АТОМА. По словам разработчиков именно обновленную версию мы должны увидеть на серийном электромобиле.
Как у Лондонского кэба
В конце декабря 2023 года в одном из корпоративных блогов АТОМА было опубликовано фото салона электромобиля в компоновке для такси. Два момента, которые отличат такси от гражданской версии — это отсутствие переднего пассажирского кресла и наличие большого планшета для пассажиров.
Подробнее в новости Автоброкер Клуба.
В начале февраля 2024 года АТОМ представил обновленный дизайн до старта производства. Изменения коснулись ряда функций беспилотного вождения начального уровня и экстерьера.
ПАКЕТ ЛЕТНИХ ДОРАБОТОК И ОБНОВЛЕНИЙ АТОМА
Модификации
В середине июля из Минпромторга РФ в свободный доступ попал ведомственный каталог российских электромобилей — уже серийных и перспективных. В нем содержится информация и об «Атоме».
Из этих материалов стали известны основные различия между тремя модификациями электромобиля: 1) для такси, 2) для каршеринга, 3) для частных потребителей.
Машины для пассажироперевозок и краткосрочной аренды будут оснащаться мотором пониженной мощности — 149 л.с. Кроме того, жестко ограничат их максимальную скорость — на уровне 130 км/ч. Другими особенностями этих машин станет обивка сидений дерматином. Такое решение дешевле в себестоимости и к тому же проще в чистке. Варианту «Такси» обещают особую компоновку салона — с увеличенном пространством для ног пассажиров. Это исполнение будут комплектовать стальными штампованными дисками.
Потребительская конфигурация Атома станет оснащаться 199-сильным мотором и сможет разгоняться до 170 км/ч. В отделке салона здесь будет использоваться сочетание ткани и экокожи.
Привод у машины во всех случаях — задний.
Из материалов Минпромторга следует, что снаряженная масса Атома в зависимости от комплектации составит 1700-1800 кг, полная — 1950-2250 кг.
Обратите внимание, что нижней планкой по цене обозначены 3,1 млн рублей, а для частных потребителей — 3,3 млн рублей (без учета госсубсидий).
Салон
31 июля 2024-го АО Кама распространила фотографии адаптированного к серийному производству салона Атома. Он выполнен в минималистичном ключе — передняя панель сделана визуально «пустой», в ее верхней части — тканевая вставка.
Бортовая информация выводится на цифровой дисплей в верхней части рулевого колеса. Решение спорное — от нестатичного положения экрана может закружиться голова. Кроме того, явно усложнен перехват руля ладонями.
Самая важная информация приборов будет выводится на проекционный дисплей типа AR HUD (Augmented Reality Head-Up Display) — с эффектом дополненной реальности, то есть с трехмерной графикой. На AR HUD будут транслировать информацию о скорости движения, подсказки навигатора и парктроника, интерфейсы приложений и другое. Система настроена таким образом, что показания воспринимаются, как расположенные на расстоянии 12 метров — это позволит не менять фокусировку взгляда при переключении внимания с дороги на дисплей и обратно.
Объем багажника составляет 345 литров в обычном состоянии и 1020 литров — при сложенных задних сиденьях.
Однако главная конструкции Атома — это кузов без средних стоек и распахивающиеся против хода задние двери. Такое решение значительно упрощает посадку / высадку в салон, что особенно важно с учетом ориентации проекта на таксопарки.
Чудо-кузов и чудо-двери
При первом показе макета Атома в 2023-м многие посчитали, что кузов без средних стоек — это прерогатива демонстрационного образца и до серии такое решение не дойдет. Однако конструкторам АО «Кама» удалось адаптировать эту особенность к технологиям массового выпуска.
Передние двери сделаны внахлест относительно задних, то есть вторые можно распахнуть только если приоткрыть первые.
Открывание и закрывание задних дверей осуществляется электроникой. Нажимаешь на кнопку — приоткрывается передняя дверь, затем электромотор приводит заднюю. Если датчики распознают препятствие — дверь не откроется. Как только ситуация станет безопасной — дверь разблокируется.
В задние створки интегрированы вертикальные усилители, выполненные методом горячей штамповки. Их задача — компенсировать отсутствие средних стоек в вопросе обеспечения жесткости кузова.
Также детали проработаны с точки зрения пассивной безопасности. При боковом ударе кинетическая энергия распределяется от центра во внешние стороны.
Петли и исполнительные механизмы рассчитаны на 100 000+ циклов использования.
Статья находится в режиме обновления…