Соцопрос: россиянин готов к Lada за 1 000 000; «наворотов» нам не надо; а в автопроме эффективны — Андерссон и Соколов
Эти выводы следуют из результатов опроса общественного мнения, совместно проведенного нашей редакцией и группой «Лада Веста | Lada Vesta NG» в соцсети ВКонтакте.
Ситуация в российском автопроме в настоящее время объективно привлекает к себе повышенное внимание. Эксперты, участники рынка, блогеры и журналисты постоянно рассказывают о том, чего ждёт российский водитель, на что он готов пойти, а на что — нет. Однако, почему-то до сих пор никому в голову не приходила мысль, спросить об этом у самих автолюбителей.
Именно поэтому мы и решили обратиться к 98 тысячам членов автомобильной группы «Лада Веста | Lada Vesta NG» с 4 простыми вопросами:
- Если покупать машину сейчас, то какой вариант вы предпочли бы?
- Какова должна быть стоимость «народного автомобиля»?
- От каких опций вы готовы отказаться для того, чтобы сохранить цену «народного автомобиля» на доступном уровне?
- Кто, по вашему мнению, максимально эффективен на посту руководителя АВТОВАЗ за последние 20 лет?
Сразу можно отметить, что, как выяснилось, российские водители не витают в облаках, прекрасно умеют считать деньги и готовы отказаться от множества бесполезных функций в своём автомобиле. Более того, несмотря на широкомасштабное наступление китайских брендов, LADA, по-прежнему, опережает конкурентов в предпочтениях россиян, особенно если за дело берутся такие руководители, как Максим Соколов, возглавляющий АВТОВАЗ, и Бу Андерссон, ранее являвшийся президентом этой компании.
Примечательно, что вопросы респондентам задавались равномерно в течении недели, любой из добровольных участников исследования мог высказать своё мнение по любому пункту или по всем из них, и, таким образом, на каждый из вопросов в среднем своё мнение высказали около 500 человек.
Китаец русскому не замена
Очевидный факт, что российский авторынок всё больше и больше оказывается под влиянием китайских производителей. Но всё-равно российская Lada сохраняет весомую долю авторынка, хоть, как мы знаем, нынешнему президенту АВТОВАЗа Максиму Соколову пришлось принять целый ряд волевых решений. Сегодня возвращаются в цветовую гамму старые цвета, пополняя белый и черный, идет работа над новыми моделями, гамма силовых агрегатов тоже возвратилась к исходному ряду.
А каким машинам, если покупать автомобиль сегодня, отдают предпочтение участники опроса?
Если двигаться по принципу «снизу-вверх», то «подержанного китайца» готовы приобрести менее 1% респондентов. Основная причина – сформировавшееся мнение россиян о сомнительном качестве китайских авто, которое обязательно со временем даст о себе знать.
Как ни странно, но на втором месте с конца оказались и новые иномарки, поставляемые в рамках параллельного импорта. За этот вариант проголосовало чуть более 11%. Причины низкой популярности ясны – почти полное отсутствие сервиса, высокая цена, проблемы с запчастями, долгий срок ожидания поставок.
Почти 12% респондентов готовы приобрести LADA с пробегом. Факторы, обуславливающие такое решение, всё те же, но только «со знаком плюс». Доступный сервис, наличие запчастей для ремонта, конкурентная цена – все это сыграло роль в выборе участников опроса.
В сторону покупки иномарки с пробегом посматривают немногим больше 19% респондентов. Но тут нужно отметить, что сегмент «иномарка» включает в себя несколько десятков брендов со всего мира.
Особого внимания заслуживают две верхних строчки опроса.
На втором месте среди предпочтений российского потребителя — новый китайский автомобиль, а это, на секундочку, тоже почти 30 официально продающихся в России брендов. За этот вариант проголосовали чуть больше 25%.
А вот на первом месте – новый автомобиль LADA, который россияне хотят покупать у официального дилера. Этот вариант выбрало максимальное количество участников опроса — 32,04%.
Стоит отметить, что российский бренд противостоит всем возможным конкурентам всего лишь с несколькими моделями. Но вместе с тем, его несомненные плюсы — это широкая дилерская сеть и доступный сервис. А по сравнению со всеми вышеупомянутыми сегментами, это почти полное отсутствие проблем с запчастями и вполне конкурентная цена.
Цена народного автомобиля. Какой она должна быть?
Сразу стоить отдать должное тому факту, что даже в комментариях к опросу никто из участников не назвал стоимость ниже предложенных вариантов. Это говорит о том, что российский автолюбитель — это человек, склонный к анализу и прекрасно понимающий сложившуюся ситуацию.
Об этом же свидетельствует и ряд комментариев к опросу «Лада Веста | Lada Vesta NG». Мы приведем лишь один из них, в котором автор формулирует термин «народного автомобиля», исходя из финансовых возможностей среднестатистического россиянина:
«Моя логика такова, — комментирует автор.- Средний срок владения авто — около 5 лет. Значит, что за, примерно, 5 лет человек должен накопить денег для замены автомобиля (предположим, процентов 60 от стоимости нового). Вот это и будет «народный автомобиль».
По данным, на которые ссылается автор далее, «официальная средняя ЗП в РФ равна 65 340-68 377 руб.»
«Предположим,- продолжает он,- 60% от этого уйдет на коммуналку, еду и прочее. Остается 26 136-27 351. За 5 лет можно накопить 1 568 160 — 1 641 060».
Участникам исследования на выбор было предложено несколько вариантов цены «народного автомобиля». Самое большое число респондентов — 46,26% — проголосовало за вариант «750 000 рублей».
Немало оказалось и тех, кто уже сейчас готов заплатить за автомобиль 1 миллион рублей — 41,39%.
Полтора миллиона за машину готовы выложить чуть более девяти с половиной процентов из участников опроса (9,57%).
Выше 2 миллионов — 1,74%;
Два миллиона рублей — 1,04%.
Как видно из результатов, текущая ценовая политика АВТОВАЗа несколько превышает пожелания покупателей. Но в целом разницу желаемого и действительного можно списать на вполне понятное стремление сэкономить для одних, заработать – для других.
К тому же, оптимизировать стоимость автомобиля – это реально. Достаточно иметь в модельном ряду комплектации, в которых нет всего того, что рядовому автолюбителю не нужно. Об этом ниже.
Нам лишнего не надо
Как показало наше социологическое мини-исследование, чтобы «народный автомобиль» оставался доступным для народа, в нём, кроме силового агрегата, колёс и тормозов, должно быть следующее:
- механика или автомат на выбор;
- кондиционер;
- радиоприемник;
- не менее 2 подушек безопасности;
- аналоговая приборная доска.
А от чего автолюбители готовы отказаться, чтобы не переплачивать? Список, который мы публикуем далее, может стать прямой рекомендацией производителю, что можно было бы исключить из стартовых комплектаций, а что в перспективе даже и включать не стоит.
На верхних пяти строчках расположились «фишки», которые оказались не нужны максимальному количеству автолюбителей.
- система автоматической парковки (параллельной и перпендикулярной) — от неё отказалось 82,01% респондентов;
- датчики света и(или) дождя — 63,83%;
- подогрев руля — 44,85%;
- круиз контроль — 35,44%;
- регулировка ремня по высоте — 30,38%.
Не нужно быть маркетологом или инженером, чтобы понять, что эти пять пунктов – функции не из дешевых, и они, среди прочего, формируют весомую прибавку к стоимости авто. Уже на этом можно было бы неплохо сэкономить.
А вот, что еще участники опроса отправили в своеобразную корзину:
- климатическая система (+раздельный климат-контроль) — 26.58 %;
- мультимедийный комплекс — 24.41 %;
- ESP (система курсовой устойчивости) — 11.21 %;
- подогревы стекол и зеркал+подогревы сидений — 7.96 %;
- АБС (антиблокировочная система торможения) — 6.69 %.
Объективности ради необходимо отметить, что за отказ от предложенных функций, связанных с безопасностью, проголосовало наименьшее количество участников.
Кадры решают всё: Бу Андерссон и Максим Соколов – наиболее эффективные руководители АВТОВАЗа
И в заключении нашего исследования его участникам был предложен вопрос относительно эффективности руководителей российского АВТОВАЗа за последние 20 лет.
Участникам опроса были предложены кандидатуры: Владимира Артякова, Игоря Комарова, Бу Андерссона, Николя Мора, Ива Каракатзаниса, Максима Соколова.
Из всего списка руководителей АВТОВАЗа пользователи выделили двоих. Это Бу Андерссон и Максим Соколов. Отрыв между двумя максимально эффективными руководителями существенный. Но нужно учитывать, что Соколову приходится работать в условиях, в которых ни один из российских, да и мировых управленцев не работал никогда.
За Андерссона проголосовало 84,68% респондентов. Соколов набрал 7,88% голосов. И да, существенная разница, но давайте не забывать о том, что за прошедшие годы российские водители получили возможность понять и оценить реформы, проведенные Бу Андерссоном, а ранее шведского специалиста как раз много критиковали именно за его реформы.
Вполне реально, что и истинный масштаб деятельности Максима Соколова мы также сможем оценить лишь годы спустя, а сейчас мы лишь объективно понимаем, что он «держит на плаву» огромное предприятие.
Итак, какие выводы из нашего исследования? Достаточно понятные: российский автопром переживает не лучшие времена, но есть и немало позитива. Тем не менее, полагаться на авось не стоит. А стоит каждому на своём месте отказаться от иллюзий, максимально профессионально оценить ситуацию и достичь взаимопонимания ожиданий производителя и потребителя.