18+

Для профессионалов автомобильного рынка

15208

автомобилей в продаже

78

автоброкеров

624

менеджера по продаже авто

8 800 550-88-20

Бесплатный звонок по России Бесплатно по России

Битва топлива. Газ против батареек

Автомобили, использующие в качестве топлива альтернативные источники энергии — проявление того будущего, которое навязано нам фантастическими романами.

И большинство из нас видят в этой роли именно электромобили, опуская вопросы зарядки, длительности пробега, производства и утилизации АКБ — вопросы, при массовом использовании, более важные, чем стиль и отсутствие газообразного выхлопа.

Российское будущее этой сферы — не электрокары, а автомобили на метане, природном газе, имеющем невысокую цену конечной реализации и низкое воздействие на окружающую среду.

И если говорить об инфраструктуре заправочных станций, то метановых АГНКС сейчас чуть больше 400 штук на всю Россию. А про электрозаправки для широкого потребления говорить и вовсе не приходится. В основном они ориентированы на конкретного потребителя, располагаясь на его закрытой территории. Есть еще заправки для городского пассажирского транспорта, от которых гику на Nissan Leaf ни тепло, ни холодно…

 

Электро. ЭЗС и рынок авто

Весной текущего года по данным сервиса plugshare.com на карте России было отмечено порядка 1 000 ЭЗС. Из этого числа можно смело сминусовать больше половины — станции на закрытых территориях, зарядка для спецтранспорта, ЭЗС в состоянии строительства и модернизации. 

Вообще найти актуальную информацию по этой теме крайне сложно. Рынок довольно хаотичен. Кто-то строит зарядные станции самостоятельно в собственном гараже, в столичном регионе за это взялись девелоперы, о чем говорят в концерне АВВ, крупнейшем поставщике ЭЗС. Такие станции планируются к установке в крупных жилых массивах и на парковках торговых центров.  

Кто же будет заряжаться на этих ЭЗС? На начало 2019 года в России зарегистрировано чуть больше 3 500 электромобилей, что меньше одной сотой процента от общего количества легковых транспортных средств.

Рейтинг моделей выглядел следующим образом:

  • Nissan Leaf — 2 800 штук (80% от всех электрокаров);
  • Mitsubishi i-MiEV — 295;
  • Tesla Model S -211;
  • Tesla Model X — 108;
  • Lada Ellada — 96.

К середине 2019 года по данным АА «Автостат» ситуация изменилась не сильно. В июле  обладателями новых электромобилей в России стал 41 человек – это вдвое выше результата годичной давности (20 шт.). Более 40% этого рынка пришлось на электрический кроссовер Jaguar I-Pace, который приобрели 17 жителей нашей страны. Второе место в модельном рейтинге принадлежит Nissan Leaf (14 шт.). Далее в предпочтениях россиян следует Tesla Model X (8 шт.). Кроме того, в июле было приобретено еще по одному электрокару американской марки, а именно: Model S и Model 3.

 

АГНКС и рынок CNG моделей

Что касается выпуска и продаж серийных авто на метане, то тут объемы исчисляются тысячами. Единственные серийные легковые автомобили, использующие метан в качестве топлива, и продающиеся на нашем рынке- Lada Vesta CNG и Lada Largus CNG. По планам АВТОВАЗа, который создает эти машины в сотрудничестве с ГК «АТС», в 2018 году одних Вест (Ларгус тогда не выпускался) должно было быть выпущено 2000 штук. План был не только выполнен, но и перевыполнен. Весной 2019 к битопливному седану присоединился фургон, кросс и простой универсал Ларгус, с месячным объемом выпуска в несколько сотен машин.

Не так давно журнал «Автоброкер» опубликовал первый и единственный обзор битопливных прототипов Hyundai Solaris и Renault Logan, которые были представлены широкой публике на Международном газовом форуме в Санкт-Петербурге. Производители говорят о том, что это была демонстрация с целью выявления интереса.

АГНКС для заправки метаном по стране сейчас более 400 штук. Такие данные приводит сервис АГНКС.РУ. По их же данным ежегодный прирост заправок — от 30 до 50.

Если суммировать плюсы и минусы, то электромобили дороги, имеют малый запас хода, их негде заряжать, но это стильно. Ввиду малых объемов открыт вопрос обслуживания и утилизации батарей. 

Автомобили на природном газе наиболее экологичны, инфраструктура АГНКС хоть и мала (по сравнению с бензиновыми АЗС), но динамика роста очевидна. Обслуживание таких машин не доставляет проблем. А Lada и вовсе сохраняет все гарантии на машины с индексом CNG, реализуя их через самую широкую в стране дилерскую сеть.

 

Поддержка государства

Что касается преференций от государства, то в 2018-2020 годы должны быть приняты нормативные акты, которые освободят владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога. Также им будет предоставлено право пользования бесплатными парковочными местами, оснащенными зарядными устройствами, бесплатного проезда по платным автодорогам, передвижения по полосам для общественного транспорта. Вся эта информация содержится в распоряжении, подписанном на заседании Евразийского межправительственного совета Дмитрием Медведевым. Что-то уже начало внедряться…

Для покупателей серийных метановых авто предоставляется скидка по госпрограмме в размере 115 000 рублей. А для автолюбителей, решивших перевести на метан автомобиль вторичного рынка, предусмотрено несколько вариантов компенсации установки ГБО. При суммировании сезонных предложений от производителя сумма скидки может увеличиваться.

Вообще государство больше склоняется к использованию природного газа. Об этом в одном из выступлений говорил Владимир Путин. Сказано это было в ответ на вопрос журналиста относительно электротранспорта.

Не в пользу применения электрокаров в России, кроме холодной зимы, говорит тот факт, что большая часть редкоземельных металлов добывается не в России, а в Китае. Именно эти металлы используются в производстве батарей для электрических транспортных средств.Что от части объясняет любовь китайцев к электрическим авто.

 

Никаких изменений кроме… Zetta

Пока очевидно, что никакой битвы метана, бензина и электро не предвидится. Но при поступательном развитии этих отраслей, при различных программах поддержки, которые действительно работают, будут развиваться и технологии. Первым серьезным драйвером станет серийное производство первого отечественного электромобиля Zetta, которое должно стартовать в Тольятти (не АВТОВАЗ) в конце 2019 года. 

В заключение добавим, что навряд ли какой-то вид транспорта вытеснит другой или задушит его на начальном этапе развития. Ничто не мешает существовать им одновременно. 

В любом случае, развитие отрасли в целом всегда зависит от объемов потребления. И если метан уже активно используется крупными перевозчиками, сельскохозяйственной техникой и даже часть служебного транспорта Газпром переведено на природный газ, то электротранспорт — это пока удел людей богатых, по меньшей мере, живущих в собственных домах и преодолевающих за день малые расстояния. Об объемах говорить пока рано…

Фото: ГК «Zetta», журнал «Автоброкер», motoringresearch.com.