Кремль раскритиковал законопроект о такси
Администрация президента выступила против реформы такси. Проект отправили на доработки. Госдума готовит этот законопроект почти шесть лет.
Мнения по реформе разделились и в Госдуме: часть депутатов поддерживают реформу. Другие чиновники настаивают на рассмотрении прошлогодних поправок. Эксперты критикуют оба документа.
Работу такси в России регулирует закон №69. О такси речь идёт лишь в некоторых положениях этого документа. В каждом регионе юридическое лицо или ИП могут работать только по лицензии на каждый автомобиль. Это и пытаются изменить чиновники. С 2013 года количество регистраций сократилось. В некоторых регионах доля нелегальных машин в такси – 88%.
По мнению Ирины Зариповой в сфере такси работает 2 млн человек, из них 1,7 млн нелегально. Ирина Зарипова — председатель Общественного совета по развитию такси в регионах РФ.
Депутаты разрабатывают законопроект более шести лет. Он несколько раз вносился в Госдуму, меняли состав авторов. Цель поправок — глобальная реформа, введение ответственности онлайн-агрегаторов и ужесточение обязанностей таксистов. В первом чтении законопроект приняли в 2018 году, после чего комитет по транспорту и строительству дорабатывал документ.
В прошлом году в законопроект внесли 200 поправок. Это вызвало очередной раскол в думе. Часть депутатов решили, что документ необходимо написать заново.
В новом законе чиновники хотят создать федеральный реестр такси, агрегаторов и водителей. Но в законе не указано ведомство, которое занимается созданием такой системы, не распределено финансирование проекта.
Депутаты предлагают запретить работать в такси водителям с иностранными правами. Гражданам Евразийского Экономического Союза с гражданством в РФ предлагают обменять права на российские, сдав теоретический экзамен. В Кремле считают, что поправка коснётся всех водителей, это требует дополнительных обоснований.
В документе описана норма, в которой правительство РФ устанавливает порядок разрешений на работу в такси. Администрация президента считает, что этим должны заниматься региональные власти.
«Замечания правильные и логичные, законопроект мы доработаем. В течение двух недель отправим поправки на повторную экспертизу в ГПУ, — заверил первый зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов.
Депутат Вячеслав Лысаков утверждает, что документ неэффективен. Лысаков считает, что нужно принимать альтернативный законопроект о реформе такси, который предложили в конце декабря 2019. Документ поддержали Gett, «Везет», «Ситимобил» и «Яндекс. Такси».
Претензии есть к тому и другому законопроекту, говорит эксперт по такси «Синих ведерок» Елена Гращенкова. В первом документе агрегаторы могут уйти от ответственности перед пассажиром, если таксопарк не передал агрегатору разрешение на работу.
«Нельзя ставить пассажира в зависимость от правоотношений между хозяйствующими субъектами», — говорит Гращенкова.
В документе 2019 года также есть возможность избежать ответственности перед пассажиром. Не регулируется тарифообразование. Максимальная компенсация от агрегаторов – 2 млн рублей. «То есть, если, пассажиру будет причинен ущерб на 5 млн руб., он не получит этих денег, хотя в действующем Гражданском кодексе таких ограничений нет», — комментирует законопроект Гращенкова.