Скрученный пробег: опыт США и как обстоят дела в России
Сейчас купить авто с пробегом — не проблема. Проблема — выбрать автомобиль, который устраивал бы владельца по ряду параметров.
Общее состояние, цена, стоимость возможного ремонта, количество владельцев, всему этому уделяется много внимания, когда выбирается автомобиль. Пробег, зафиксированный на одометре — один из важных показателей, на основании которого принимается решение о покупке.
Пробег авто — один из критериев при выборе автомобиля на вторичном рынке.
Рынок автомобилей с пробегом в России молодой и динамично развивающийся. Количество частных объявлений, предложений от автоброкеров растет день ото дня. Особенно заметен рост этого рынка на фоне спада продаж новых авто.
Ввиду своей молодости и отсутствия четкой структуры и регулирования ряд вопросов рынка подержанных авто остался за пределами юридического поля. Один из примеров — мошенничество с показаниями одометра.
Как там у них?
Оценить ущерб от скручивания пробега в России пока не представляется возможным. А потому обратимся за статистикой рынка автомобилей с пробегом в США. Вскользь коснемся опыта Германии и Франции.
Германия — до одного года лишения свободы за скрученный пробег.
В Соединенных Штатах за скручивание пробега предусмотрена административная и уголовная ответственность. Сроки тюремного наказания колеблются от одного месяца до 8 лет заключения.
- Ежегодно в США реализуется более 450 000 машин со скрученным пробегом.
- Ежегодный ущерб для потребителей — более 1 миллиарда долларов.
- Более 250 обвинительных приговоров выносится ежегодно.
- Штрафы — 2 800 000 долларов.
- Объем возвратов — 10 000 000 долларов ежегодно.
Франция — до 2 лет лишения свободы.
В США предусмотрена система штрафов до 10 000 долларов в каждом отдельном случае. Также тюремное заключение до 3 лет за каждый факт мошенничества. Не отстают от США и другие страны:
- Германия — до 1 года лишения свободы.
- Франция — до 2 лет лишения свободы.
- США — до 3 лет лишения свободы за каждый случай мошенничества.
А что у нас?
Но вернемся к российским реалиям. Сейчас процесс обсуждения данной проблемы участниками рынка находится в самой первой стадии. Высказываются мнения, формируются предложения. Журнал «Автоброкер» не единожды писал о вопросах махинаций с одометром. Так в МВД РФ имеют следующее мнение:
«Изменение пробега не влияет на безопасность, а значит не является нарушением. Ответственность продавца достаточно обоснована в гражданском кодексе».
Данный тезис был озвучен на одном из круглых столов, проводимых по этой теме в Государственной думе в феврале 2020 года. И действительно, нет же статистики по ДТП, причиной которых является скрученный пробег.
С силовиками не согласны представители РОАД и общественных организаций. По мнению одних, проблема должна лежать в поле уголовного наказания. Не иначе. Услугу по скручиванию пробега нужно объявить незаконной. Другие считают, что использование современных технологий, таких как криптографическая защита информации и введение обязательного электронного паспорта ТС, послужат решением.
Олег Мосеев, президент РОАД, считает, что первый шаг, а это был круглый стол в Государственной думе, сделан. Теперь следует ждать взвешенных предложений от МВД и других участников.
Ранее Президент ассоциации Олег Мосеев назвал услуги по корректировке пробега – мошенническими. Он предложил увеличить штраф с 500 рублей (такая норма действует сейчас) до 1 миллиона для юридических лиц, до 300 тысяч для физических.
Пока инициаторы собирают данные и ждут продолжения истории, мы приведем несколько цифр статистики, собранной различными ведомствами и организациями.
После трех лет эксплуатации происходит наибольшее количество скручивания пробега. 20-40% автовладельцев скручивают пробег перед продажей машины.
Услуги такого рода открыто рекламируются на СТО и в гаражных кооперативах, где цифры пробега меняются вместе с перепрошивками ЭБУ и уничтожением катализаторов…