18+

Для профессионалов автомобильного рынка

15209

автомобилей в продаже

78

автоброкеров

624

менеджера по продаже авто

8 800 550-88-20

Бесплатный звонок по России Бесплатно по России

Жизнь после смерти: рынок запчастей в России

Как часто мы задумываемся о том, какие детали установили сервисмены в наш автомобиль, проводя очередной ремонт? И хорошо, если «серыми» оказались уплотнители, «банка» выхлопа или хромированный молдинг. А если это элементы рулевой, подвески или трансмиссии? 

Рынок запасных частей для авто очень широк. Разобраться в оригинальности и качестве — под силу лишь профессионалам.

Часть деталей напрямую влияет на безопасность. Но, к сожалению, узнать о подлинности запчастей, даже покупая их в специализированных магазинах, становится все труднее.

Рынок запасных частей условно можно разделить на несколько сегментов:

  • оригинальные детали, выпускаемые самим автопроизводителем или партнером;
  • реплики — детали, выпускаемые сторонними организациями. Такие имеют достаточно высокое качество. Иногда производитель не скрывает, что вдохновился именитой маркой;
  • контрафакт — запчасти, выпускаемые компаниями, зачастую использующими символику и имя крупных производителей;
  • восстановленные запчасти — детали с разборов, доведенные до образа новых запчастей;
  • запчасти б/у — эти реализуются и приобретаются автолюбителями через различные маркетплейсы, на авторазборах.

Если к первым двум у потребителя, как правило, нет претензий и сохраняется определенная доля доверия, то следующие три пункта мы и решили подвергнуть рассмотрению. Но сразу оговоримся, что брак встречается и у «монстров» рынка. А высокая цена на оригинальные запчасти все больше толкает потребителя к поиску дешевых аналогов.

Добавим статистики: Россия находится на третьем месте по возрасту автопарка в Европе. В такой ситуации покупать дорогие новые или дорогие запчасти на уже старую технику многим кажется просто бессмысленным.

У такого мышления есть серьезный фундамент, ведь тратя значительные деньги на ремонт авто, владелец по сути не получает ничего нового, а его автомобиль продолжает терять стоимость.

Из доклада Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): Если в 2013 году общая доля контрафакта всех товарных потоков составляла 2,5% ($461 млрд), то через три года этот показатель достиг 3,3% ($509 млрд). В Евросоюзе, не взирая на таможенное регулирование, за тот же период доля контрафакта увеличилась с 5% до 6,8% (€121 млрд). Крупнейшие «фабрики» пиратской и контрафактной продукции, это Китай и Гонконг (на них приходится 90% таких товаров), но в последние годы увеличился поток нелегальной продукции из Таиланда, Индии, ОАЭ, Турции и Сингапура.

 

Контрафакт

Среди деталей этого сегмента встречаются образцы, которые вас не подведут на протяжении всего срока службы. Большинство потребителей, и не важно, где была приобретена деталь, никогда не узнают о её происхождении. Конечно, процент поломок, скорость износа и надежность, в этом случае не самые хорошие критерии.

Одна из сфер теневого рынка запчастей — покупка б/у деталей, восстановление и продажа.

Из всего объема российского рынка, а это 1,5 триллиона рублей, около 30% — контрафакт. Выявить из общей массы подделку — не представляется возможным. 

Контрафакт зачастую производится при содействии специалистов официальных производителей. Потому упаковка и внешний вид детали практически не отличается от оригинала. Подвох кроется в качестве материалов, точности допусков, посадок и линейных размеров. Дело в том, что оборудование производителей контрафакта не отличается технологичностью, а служба качества и вовсе отсутствует.

Представители автомобильного рынка не могут привести конкретных цифр ущерба от выпуска контафакта, который реализуется от их имени или даже под собственными брендами. Ежегодно в судебном производстве оказываются десятки исков на суммы в несколько сотен миллионов рублей. Но погрешность в оценке ущерба, как заявляют специалисты, очень велика.

2017 год. ДТП с участием автобуса и грузовика, от которого на ходу оторвался прицеп. Погибло 10 человек. Причина — поддельные детали сцепного устройства.

Немного истории. Раньше процесс запуска конторы по выпуску автомобильных деталей выглядел следующим образом: лицо, принимающее решение, работающее на предприятии, списывало несколько единиц оборудования, покупая его по бросовым ценам. Переманивало с завода специалистов по выпуску продукции и ремонту оборудования. Пользуясь положением получало карту техпроцесса и контакты поставщиков. А иногда и базу клиентов. Все. Мини-завод начинал выпускать продукцию. Теперь механизм несколько иной, но часть процессов заимствована из прошлого.

 

Запчасти — зомби

Это самый страшный сегмент на рынке запчастей. Деталь, вышедшая из строя, покупается у автолюбителя или изымается с авторазбора. После этого происходит её восстановление — напыление рабочих поверхностей, зачастую просто придание товарного вида, или, если это сложный узел, замена нескольких деталей. 

Некоторые потребители покупают узлы и агрегаты, сдавая в обмен старые. Так они получают скидку на заведомо восстановленные детали.

Пример: генератор, который можно восстановить, заменив корпус, реле (щетки), подшипники, ротор или статор. Или редуктор заднего моста, товарный вид которому можно придать, отпескоструив корпус и покрасив его. Что внутри — этого при покупке не определить.

Одна из операций восстановления диска — наиболее понятный и востребованный процесс.

Да, некоторые детали, подвергшиеся восстановлению, вполне могут прослужить верой и правдой еще не один год, а то и десяток лет, пережив сам автомобиль. Пример — колесные диски. Хотя и в их отношении не все однозначно. Производители не рекомендуют их даже заваривать, так как любое термическое воздействие — это изменение структуры металла.

Наиболее часто восстанавливаемые запчасти:

  • шаровые опоры;
  • рулевые рейки;
  • детали трансмиссии (корзины, диски…);
  • электрические узлы (генераторы, мотор стеклоочистителей, насосы…);
  • редукторы;
  • колесные диски.

В кузовном ремонте применяются детали от других машин. Такие действия зачастую согласовываются и с самим клиентом. И в этом случае деталь с завода отличается повышенным качеством, так как на конвейере она подверглась катафорезу, а значит более устойчива к коррозии. Детали вторичного рынка, даже от автопроизводителя, не всегда проходят такую обработку.

Погружение кузова авто в катафорезную ванну.

Но часть потребителей, как рассказал журналу «Автоброкер» скупщик Андрей, намеренно покупают детали подвески и ходовой, зная, что они восстановлены. По словам скупщика, делают это малые перевозчики, когда есть возможность за восстановленный узел заплатить в два раза меньше чем за новый. И, по их словам, «ходить» узел будет столько же, сколько и оригинальный.

 

Честное б/у

В случае покупки уже используемой детали, вы платите вполне адекватные деньги за товар, бывший в употреблении. С продавцом можно договориться о скидке, узнав историю. 

Сейчас в России более 3 700 авторазборов. Реализуются детали компаниями и физическими лицами через: motodarom.com, drom.ru, Из рук в руки и Авито.

 

Евгений Ильдутов (CEO 7Bolt.com) так комментирует ситуацию с ростом популярности такой формы приобретения:

«Общая ситуация в сфере ремонта осложняется тем, что рядовому пользователю сложно разобраться в специфике и уж тем более оценить качество запчасти или даже объем ремонта, чем охотно пользуются сервисы и магазины с целью максимизации своего дохода.

К тому же сохраняется общий тренд роста цен на запчасти на фоне падения дохода населения. А покупка новой, порой дорогой детали, для теряющего в цене автомобиля — не кажется разумным.

Подливают масла в огонь и сроки доставки оригиналов, иногда их можно ждать месяцами, а это может серьезно снизить уровень жизни автовладельца».

Эксперты рынка предрекают рост популярности маркетплейсов по продаже запчастей. Драйвером служит отсутствие роста реальных доходов населения, увеличение возраста парка авто с пробегом и стоимости на новые детали.


Читайте также:


Фото: Автоброкер, Авторазбор 45, kaluga24.tv, Новости Кавказа, kolesa.ru, tires1.ru.