![](https://journal.ab-club.ru/wp-content/uploads/2025/01/m4_lrxffzmcsbesb11ra8jauwj8-1920-900x540.jpg)
Советские «самоделки и самоделкины»: автомобили ГТЩ и ЮНА
В те далёкие времена Советского Союза, когда население росло десятками миллионов человек, простые граждане могли лишь мечтать о приобретении автомобиля. К сожалению, это было невозможно.
Проблема заключалась не только в финансовой стороне вопроса. Внутренние заводы не могли производить достаточное количество легковых автомобилей, а покупка иномарок была недоступна до конца 1980-х годов.
Дефицит автомобилей марок «Жигули» (завод в Тольятти), «Москвич» (завод закрыт), «Иж» (сейчас на этом заводе производят «Ларгус») и «Запорожец» (завод в Украине не работает) привёл к появлению культуры самодельных автомобилей, которые создавались из подручных материалов.
Однако после несложной технической экспертизы ГАИ разрешало поставить такой автомобиль на учёт и выдавало государственные регистрационные знаки.
Давайте вспомним некоторые лучшие советские самоделки и их создателей в контексте 2025 года.
В этом выпуске мы расскажем про автомобили ГТЩ и ЮНА. А полную версию статьи по теме советских самоделок читайте в Автоброкер Клубе.
ГТЩ и ЮНА
Жившие в Москве братья Александр и Владимир Щербинины по профессии были художниками-графиками. Однако увлекались и техникой, поэтому еще в конце 60-х решили построить себе спорткары с авторским ультрасовременным на тот момент дизайном.
Хотя накопленного опыта по самодельным и мелкосерийным автомобилям в стране тогда было мало, Щербинины интуитивно выбрали самый подходящий для такого творчества путь — сделать кузов по каркасно-панельной технологии, где несущая структура сварена из стальных труб, а наружные панели отформованы из стеклопластика.
Первый каркас кузова для спорткара Щербинины сваривали прямо в своей квартире в панельной многоэтажке. Затем каркас стропами через балкон спустили на улицу. Первый экземпляр купе ГТЩ увидело свет в 1969 году.
Второе «поколение» автомобиля с более угловатыми формами кузова появилось в конце 70-х. Именно второе «поколение» создавалось с привлечением двух других энтузиастов — братьев Алгебраистовых, Юрия и Станислава.
Строили одновременно две машины, причем вариант Алгебраистовых слегка отличался стилем и нес собственное наименование ЮНА. Подробнее.
Изначально машины были оснащены двигателем от Волги ГАЗ-24. Однако автомобиль ЮНА модернизировался ее владельцем — Юрием Алгебраистовым — в течение всей жизни и к настоящему моменту оснащен двигателем от BMW 90-х годов.
Сегодня Юрий — глубоко пожилой мужчина, его уникальный автомобиль выставлен на продажу.
Читайте и смотрите нас в Дзен
Читайте также
![](https://journal.ab-club.ru/wp-content/uploads/2025/01/m4_lrxffzmcsbesb11ra8jauwj8-1920-900x540.jpg)