Психологи выявили зависимость манеры езды от тюнинга, состояния и модели автомобиля
«Замечали, что тот, кто едет медленнее вас, тот дурак. А тот, кто едет быстрее, тот козёл?!». Народный фольклор.
Культура поведения на дороге разнится в зависимости от города, что является следствием проблем дорожной инфраструктуры: узкая или широкая проезжая часть, обилие светофоров или их отсутствие, достаточное количество парковочных мест, ряд других факторов — все это напрямую влияет на манеру вождения. Но есть еще и участники дорожного движения, вносящие свою лепту в этот вопрос.
Наивно было бы полагать, что темперамент человека, его социальный статус, возраст, душевное состояние, не влияют на его поведение.
И довольно часто, видя хама на дороге, мы связываем модель его поведения с маркой автомобиля, с наличием наклеек (такси, «спасибо деду за победу», «можем повторить»), его внешним видом и состоянием.
Что сказали пользователи социальных сетей
В ряде бесед и опросов наши журналисты выделили несколько групп автолюбителей, которые в большей степени могут восприниматься в качестве угрозы. Речь о возможном нарушении ПДД, агрессивной езде, слишком медленной реакции при выполнении маневров.
Добавим, что в редакционном опросе, который был проведен оффлайн и в социальных сетях, 67,57% опрошенных согласились с тем, что марка, внешний вид и состояние автомобиля — критерий оценки культуры вождения. Не согласились с этим всего 2,7%. Проявили терпение, выбрав вариант «Всякое бывает. Не стоит обобщать» 29,73%.
Кстати, некоторые респонденты убеждены, что есть прямая зависимость «блатных номеров» и поведения водителя за рулём.
Мы не остановились на беседах и опросах, решив подключить к данному исследованию специалистов в области психологии.
Что думают психологи
Светлана Костина-Ерыкалова, психолог клиники доктора Юнга, дает следующее объяснение:
«Народные убеждения формируются не просто так — под ними есть статистически значимые основания. По одежке встречают — и первое впечатление часто бывает верным. Машина для многих — как расширенное тело, персона, имидж. И битая машина, как разбитое лицо, о многом говорит. Выбор модели также некий текст о том, кто и зачем выбирает. Мы всегда считываем, что за этим может стоять: понты, агрессия, стремление к доминированию, практичность, респектабельность, подработка, покатушки или большая семья. При этом, мы считываем такие вещи помимо сознания, на интуитивном уровне. Но в любом правиле есть масса исключений, и потому стоит принимать в расчет любые варианты реальных ситуаций: в огромном джипе может ехать тихая девушка, в старой побитой машине начинающий водитель, а гоночная машина может оказаться исполненной мечтой осторожного бухгалтера. Будьте внимательны на дорогах и в человеческом общении».
Алексей Крутилин, профайлер*-верификатор, тренер ICDS GROUP, предприниматель и эксперт федеральных СМИ, считает, что есть явная зависимость между автомобилем (его состоянием, цветом, моделью и комплектацией, размером) и характером, психотипом человека. Не 100% из ста, но тенденция прослеживается.
«К примеру, человек выбирающий большой автомобиль, с высокой долей вероятности имеет проблемы с самооценкой. И обратное: выбирающий маленький авто, но имеющий достаточно финансов, имеет те же самые проблемы. Только в первом случае — переоцененность, а во втором — недооцененность себя».
По мнению Алексея, чёрный автомобиль, чаще всего, выбирают «серые кардиналы», старающиеся быть неприметными, но руководить ситуацией.
Глядя на автомобиль и его владельца, нужно учитывать и то, с какой целью машина приобреталась. Минивэн для семейных, яркая и эпатажная машина — это для молодежи, скорее. Экстраверты, считает Алексей, скорее прибегнут к внешнему тюнингу, а интроверты обустроят внутреннее пространство.
«Женщины, если выбирают автомобиль самостоятельно, обратят внимание на цвет и элементы дизайна. Важным будет и тот факт, как владелица будет смотреться за рулём. Но стоит учитывать и психотип. Женщины тоже разные бывают. В Москве без труда можно встретить даму за рулем «Гелика» и Порш Кайен, что свидетельствует о наличии таких сугубо мужских черт как: агрессивность, напористость, уверенность в себе.
Угловатость форм автомобиля — это маркер консервативности владельца. А вот стиль унисекс, если так можно сказать, говорит о том, что хозяин такой машины охотнее идет на эксперименты, готов что-то менять в жизни».
Интересным фактом поделился Алексей Крутилин, говоря о манере вождения: «Есть такой психотип «эпелиптоидный». Человек, постоянно дающий во вне негативную обратную связь. Всегда всем недовольный, всех критикует. Чаще всего он — хороший управленец, атлетического телосложения, с короткой стрижкой. Это относится как к мужчинам, так и к женщинам.
Так вот, этому психотипу свойственно «учительствовать» на дороге. Поясню, что каждый водитель воспринимает пространство внутри машины и в нескольких метрах вокруг, как свое личное. И вот, кому-то показалось или нет, что его подрезали, не пропустили в ряд. Кто-то не обратит на это внимания. А другой начнет догонять, подрезать, провоцировать конфликт, избавляясь от внутреннего напряжения. Показывая, какой он плохой, а я хороший».
Вместо заключения
Речь не о тюремном заключении, которому в России могут подвергнуться некоторые нарушители ПДД, а о выводе. Не всегда в наших силах повлиять на ситуацию на дороге. Ведь кроме нас есть сотни других участников движения. Но относиться с уважением друг к другу, соблюдая правила дорожного движения — это нам всем, в большинстве случаев, под силу.
Пишите свое мнение по описанному вопросу в комментариях, предлагайте темы для грядущих публикаций.
*Профайлинг – это навык распознавать истинные намерения людей, благодаря языку тела, умение видеть ложь без полиграфа.