Отечественный автопром. Слушать, слышать, реагировать
Российскому автопроизводителю уже давно пора не только слушать мнение автолюбителей, но и наконец услЫшать его, и хотя бы попытаться начать реагировать. К такому выводу я пришёл после недавней встречи и разговора с Дмитрием Швабом, являвшимся до недавнего времени крупным дилером по продаже автомобилей Lada и УАЗ в Германии.
И на самом деле, в современных условиях, чтобы получить обратную связь от покупателя, производителю даже и усилий никаких прилагать не надо: просто открой интернет и анализируй отклики.
Но, скажем прямо, последние два года российские автозаводы не балуют потребителей излишне навязчивым сервисом. И если в 2022 году причины были всем совершенно понятны, если в 2023 году мы радостно отмечали оживление производства и рост продаж, но сейчас-то на дворе — уже 2024 заканчивается, а вся забота о российском водителе-потребителе свелась к повышению утилизационного сбора.
Знаю-знаю, сейчас производственники опять заговорят о сложных условиях, о разрыве связей, об уходе иностранцев. Так вот, на мой взгляд, сегодня «такая отмазка больше не катит» и через 2 с половиной года про неё пора уже забыть, а просто решать возникающие проблемы.
Возьмём, к примеру, вопрос цвета кузовов российских автомобилей. Понятно, что какое-то время гамма цветов не могла не быть ограниченной из-за ухода из РФ крупных западных компаний, которые поставляли лакокрасочные материалы. Автопроизводителям пришлось переходить на закупки материалов в России и в «дружественных странах».
Однако, процесс адаптации к санкциям в этом вопросе идет крайне вяло: к примеру, до сих пор семейство Lada Granta и Lada Vesta окрашиваются лишь в пять оттенков, причем самых ходовых — белый, черный металлик, серебристый металлик, темно-серый металлик и темно-коричневый металлик. С продукцией УАЗа ситуация не лучше — Патриот можно выбрать в одном из пяти цветов, белый + четыре темных оттенка. Относительное разнообразие предлагает для своих потребителей Горьковский автозавод: например, в палитру его нового семейства легких фургонов и микроавтобусов Соболь NN помимо темных оттенков входят ярко-голубой металлик и насыщенный синий металлик.
Почему АВТОВАЗ за два с половиной года не вернул потребителям широкой «растяжки» цветов — загадка. Может ли Волжский автогигант конкурировать с китайскими компаниями, если предлагает такой скудный ассортимент оттенков? Увы, вряд ли. У китайцев нет проблем с разнообразием красок: для популярных моделей, которые едва дороже Весты, можно заказать и яркие варианты. А отсюда и рацпредложение: а что, если не только утильсбор повышать, но и с красками поработать?
Наверное, вы меня спросите: «А при же чём здесь разговор с Дмитрием Швабом, дилером Lada и УАЗ в Германии, с которого и начался наш рассказ?»
Все очень просто: во время недавнего интервью, которое Шваб дал Автоброкер Клубу и журналистам ещё нескольких изданий, Дмитрий вспомнил о том, как он решал вопрос расширения цветовой палитры с Бу Андерссоном.
MADE in RUSSIA GmbH до недавнего времени реализовывала в Германии и ряде стран Европы не только автомобили Lada, но и УАЗ.
В июне 2014 года компания Шваба «MADE in RUSSIA GmbH» провела слет любителей автомобилей Нива в ФРГ. На мероприятии побывал и Андерссон. На тот момент классические Нивы уже 20 лет красили только в четыре оттенка — белый, темно-зеленый, темно-синий, темно-бордовый.
Эта гамма настолько набила оскомину у потребителей, что компания Шваба стала сама перекрашивать Нивы прямо в Германии, просто чтобы расширить выбор. В этом смысле «MADE in RUSSIA GmbH» буквально повторяла опыт дистрибьюторской фирмы «Дойче Лада», которая в 70-80-х годах самостоятельна повышала потребительские свойства автомобилей Lada — и перекрашивала их, и подвергала различному тюнингу.
Тогда, на полях клубного слета, Дмитрий и рассказал о сложившейся ситуации Андерссону — реакция легендарного шведского менеджера оказалась мгновенной: он достал блокнот и записал предложение расширить цветовую гамму Lada 4×4 (так тогда называлась Нива). В том же 2014-м была улучшена технология покраски Нивы (внедрили катафорез), тогда же появились серийные окраски Нив металликом.
«В октябре того же года запускается новая линейка из десяти цветов Лады Нивы. И меня с клубом приглашают. Мы тогда сделали автопробег, приезжали сюда в Тольятти на завод. Вот это реакция», — Дмитрий Шваб даже спустя 10 лет не скрывает своего восхищения.
Увы, сегодня АВТОВАЗ «чуть менее чутко» реагирует на «новшества» со стороны потребителей. Сейчас сложно себе представить, чтобы гендиректор компании лично записывал предложения от крупного дилера автомобилей Lada. Наверное переадресует в службу маркетинга.
Кстати, не хочу забегать вперёд, но если я всё правильно понял, Дмитрий Шваб решил переехать и связать своё будущее с Россией.