Чиновники Омска против электромобилей
Идея написания данной статьи пришла от коллег из Омска. А причиной ко всему послужил отказ местных чиновников в поддержке развития электротранспорта в регионе. Особенно остро это выглядит накануне старта производства ZETTA — первого российского электрокара.
Инициативная группа владельцев электромобилей, спикером от которой выступил Юрий Иванников, обратилась в администрацию города с просьбой о содействии в строительстве ЭЗС.
Ответ, хоть и был отчасти предсказуемым, удивил своей формулировкой. Часть официального ответа Департамента транспорта Омска приводит онлайн-журнал «Автоброкер»:
«В настоящее время основным направлением в развитии экологически чистого общественного транспорта в городе Омске является приобретение подвижного состава, использующего в качестве топлива компримированный природный газ, а также развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций».
Кроме того, директор департамента А.Л Вялков, кем подписан документ, вполне справедливо заявляет, что вопрос инфраструктуры ЭЗС — не в компетенции департамента. Но ведь просили не строительства, а содействия. Добавим, что по информации сервиса АГНКС.РУ, где информация собирается силами компании и пользователей, в Омске одна действующая метановая АГНКС (село Лузино) и три заправки в стадии строительства.
Редакция Автоброкера обратилась с рядом вопросов к Юрию Иванникову и другим экспертам рынка альтернативного топлива в попытке понять, какое из направлений стоит развивать в России. Или всем хватит места на автомобильном рынке?
Омску нужны зарядные станции
Считаете ли вы, что между традиционным топливом, природным газом и электрокарами есть конкуренция?
— Какая может быть конкуренция? Развитие электротранспорта — новый виток в истории, который оставит в прошлом архаичные и устаревшие двигатели внутреннего сгорания.
Как на смену конной тяги пришла паровая, так и на смену ДВС уже пришел электродвигатель. Мы живем в удивительное время, когда технологии развиваются с фантастической скоростью и ДВС уже сейчас становиться пережитком прошлого.
С кем из органов власти и владельцев бизнеса вы вели переговоры относительно строительства и эксплуатации ЭЗС? Есть ли успехи?
— Наша инициативная группа электромобилистов писала обращения в администрацию города, встречалась с представителями крупных ТЦ и ТК, кинотеатров, спортивных комплексов. Никакой заинтересованности в развитии зарядной инфраструктуры мы не увидели. К тому же, мы обращались в ряд сетей АЗС. И там нам отказали в предоставлении розеток для подзарядки.
Хотя программы развития есть, а реализации нет, вот такой российский парадокс!
Как вы охарактеризуете удобство использования легкового электротранспорта в Омске?
— Удобство использования электрокара в Омске, как в принципе и в любом другом городе очевидна, при среднесуточном пробеге в 60-80 км можно спокойно перемещаться по своим делам не переживая за остаток заряда в батарее.
Отсутствуют какие либо вредные выбросы, что немаловажно, в наше время, для экологической составляющей крупных городов. Практически не требует технического обслуживания.
На ваш взгляд, сколько и какие ЭЗС должны стоять в Омске?
— При идеальных условиях — быстрые ЗС CHAdeMO, которые позволят в короткие сроки (30 мин) зарядить свой авто. Но мы были бы рады и обычным (медленным) ЗС которые были бы установлены в удобных и общедоступных местах на паркингах ТЦ, кинотеатров, спортивных комплексах.
Где заряжаются сейчас владельцы электрокаров?
— В большинстве своем дома или в гараже от обычной розетки сети 220В, многие договариваются с УК своего дома и выводят розетки на улицу, время зарядки при этом составляет 4-5 часов. В 2019 году компания МРСК Сибири установила на своей территории первую и пока единственную быструю зарядную станцию (ЗС) CHAdeMO, зарядиться от которой можно в течении 30 мин.
Однако данная ЗС не пользуется особой популярностью среди электромобилистов в виду ее неудачного территориального расположения, отсутствия поблизости инфраструктуры, где можно было бы провести свободное время водителю и пассажирам с детьми, которых приходиться высаживать перед въездом на режимный объект.
Единственными общедоступными ЗС в г. Омске, на данный момент, являются две станции установленные компанией eCars, которые расположены у ТЦ «Фестиваль» и гостиницы «Иртыш». Но двух ЗС для города миллионника, где за год число электромобилей увеличилось с 14 до 70 штук катастрофически не хватает.
Метан и электро — не конкуренты
Возвращаясь к вопросу конкуренции между перспективным топливом метаном, использование которого стимулируется рядом федеральных и региональных программ, Автоброкер обратился к исполнительному директору ГК «АТС» Игорю Меркулову. ГК «АТС» выпускает серийные авто на метане, проектирует и строит АГНКС, переводит на газ авто вторичного рынка (прим.редактора).
Игорь Меркулов: «Не думаю, что на сегодняшний день можно говорить о какой либо конкуренции между авто на природном газе и электрокарами. Очень разные объемы этих ТС. К тому же, метановое ГБО можно установить в сервисных центрах, а можно купить серийный авто. Добавлю, что и потребители у этих машин разные.
Первые часто эксплуатируют транспортное средство на больших расстояниях. Вторые чаще всего используют автомобиль в черте города. И их это устраивает.
Электрокары пока можно рассматривать в качестве автомобилей будущего, моды на новое, поддерживаемой пилотными проектами в нескольких регионах России».
Мнение производителя
Для более полной картины редакция обратилась к …. уточнить должность… Юрию… eCars. Российская компания, которая производит и обслуживает зарядные станции для электромобилей (прим.редактора)
Юрий, какие ЭЗС вы производите? Какие пользуются наибольшей популярностью?
— На сегодняшний день наша компания предоставляет широкую линейку ЗС от самых бюджетных настенных моделей линейки WallBox до более дорогих стационарных зарядных станций уличного исполнения. Во всех наших ЗС мы используем контроллеры и ПО собственной разработки. Наибольшей популярностью пользуются ЗС WallBox благодаря невысокой цене, надежности и простоте установки. Средняя цена на такую станцию составляет 35 000 руб.
Как вы считаете, нужна ли сопутствующая инфраструктура (кофе, интернет, туалет…) для ЭЗС? Ведь время зарядки — не 5 минут.
— Конечно, инфраструктура просто необходима, т.к. время заряда автомобиля от 30 мин до 4 часов. А это время можно было бы с пользой провести в каком-нибудь ТЦ, кафе, кинотеатре.
Юрий считает автомобили на природном газе и электрокары разными по природе. Между ними не может быть конкуренции. Следовательно, что развивать можно оба направления.
Сейчас зарядные станции от компании eCars эксплуатируются в Москве, Омске, Томске, Тюмени и Новосибирске. В крупных городах, по мнению Юрия, необходимы различные ЭЗС, как быстрые, так и медленные.
Быстрые зарядки больше подходят перевозчикам и курьерам. Медленные были бы востребованы рядом с местами работы владельцев электрокаров, на территории торговых и досуговых центров.
В заключение
Пока инициативные группы и бизнес отстаивают собственные интересы, в ряде вопросов рассчитывая на помощь государства, каждое из направлений все же расширяется как географически, так и в плане новых производств, региональных программ поддержки и помощи федерального центра.
В каждой сфере, будь то природный газ или электричество, есть несколько участников. Это производители основного продукта, владельцы и эксплуатанты инфраструктуры, потребители и государство, готовое помогать, имея гарантии эффективного использования инвестиций.
Самым ярким примером последних лет можно считать проект ZETTA (первый российский электрокар). Производство создано при весомой поддержке Минпромторга России.
Онлайн-журнал «Автоброкер» собрал все факты об электрокаре в одной публикации. Цена на Зетту, старт продаж, технические характеристики. Все это в обновляемой статье «Все факты о ZETTA».
Читайте также:
- Почему зарядных станций для электрокаров в России больше, чем газовых заправок
- Битва топлива. Газ против батареек
- Конкуренты наступают, или Где ты, Zetta?