АВТОВАЗ возрождает докризисные конфигурации автомобилей: хронология
АВТОВАЗ стремительно возрождает докризисные конфигурации своих автомобилей. Этот процесс тесно связан с импортозамещением — применением компонентов и систем российского производства вместо тех, которые производились и поставлялись компаниями, ставшими в 2022-м «недружественными».
В этом материале «Автоброкер Клуб» собрал информацию о том, какие модификации и опции АВТОВАЗу удалось вернуть за последнее время.
Когда весной 2022-го страны Запада ужесточили санкции против России, то многие традиционные иностранные поставщики АВТОВАЗа в одностороннем порядке разорвали отношения с автогигантом, среди них была и немецкая Bosch, которая отгружала компании значительную часть критически важных электронных компонентов (блоки управления двигателем, АБС, ESP и другие элементы).
Найти замену блокам управления двигателем удалось через несколько месяцев после разрыва — эти компоненты стала выпускать российская компания ИТЭЛМА. Однако вплоть до апреля 2023 года АВТОВАЗ производил только маломощные версии переднеприводных моделей — с 8-клапанным мотором мощностью 90 л.с. 16-клапанный 106-сильный двигатель вернулся в первую очередь под капот семейства Lada Granta.
106-сильный мотор для Весты стали предлагать сразу с возрождением семейства весной 2023-го. Однако первые семь месяцев более мощный агрегат устанавливали только на седан — универсалы и кросс-универсалы с таким «сердцем» вернулись в прайс-листы в середине ноября.
До весны 2022 года АВТОВАЗ производил автомобили только с двигателями экокласса Евро-5. После вступления в силу ужесточенных антироссийских санкций доступ к ряду критически важных компонентов был утрачен — и правительство РФ ослабило технические требования к новым автомобилям, в т.ч. в части выхлопа. Тогда АВТОВАЗ перешел к производству автомобилей экокласса Евро-2. Однако с конца августа компания стала в инициативном порядке постепенно возвращаться к «докризисному» экоклассу Евро-5. С 1 сентября 2023 года Гранты получили новые блоки управления двигателями, они обеспечивают токсичность выхлопа на уровне упомянутого стандарта.
В декабре до уровня Евро-5 подтянули и обе Нивы — Legend и Travel.
Заслуживает отдельного упоминания и работа по возвращению на автомобили антиблокировочной системы тормозов (АБС). Прежде блоки АБС поставляла фирма Bosch, которая производила их на своем заводе в Самаре. С июля 2023 года появилось полностью российское производство АБС для легковых автомобилей — его создала ИТЭЛМА, она развернула выпуск комплексов на заводе «Пегас» в Костроме. В системах применены отечественные электромотор, электронные элементы и корпус, остальные детали пока закупают у китайского партнера. АБС российского производства в настоящее время устанавливают на Весты, Гранты и обе Нивы.
В середине ноября 2023 года АВТОВАЗу удалось вернуть во флагманское семейство Lada Vesta такую важную опцию, как подогрев обода руля.
В ближайших планах АВТОВАЗа — расширение палитры цветов кузовов автомобилей Vesta, Granta и Niva Legend. Последний год гамма оттенков у Лады крайне скудная, поскольку автогиганту перестали отгружать эмали западные поставщики (BASF, PPG). Альтернативные китайские поставщики не смогли удовлетворить запросы компании сразу — процесс затянулся. В результате возвращение в каталоги цветов «Платина» (серый металлик) и «Борнео» (темно-серый металлик) ожидается в течение декабря 2024 года.
Эпизодом выхода АВТОВАЗа на докризисные позиции следует считать и недавнее появление в гамме Lada «заряженных» Granta Sport и Vesta Sportline. Granta Sport соответствует аналогу до 2022 года, а Vesta Sportline проще прежней Весты Спорт — имеет 122-сильный, а не 145-сильный мотор. Однако в планах значится и Vesta Sport нового образца с прежним мотором 145 л.с.
При этом наиболее амбициозными задачами по импортозамещению в бизнесе АВТОВАЗа можно назвать планируемое на 2024 год возобновление производства семейства Lada Largus и старт выпуска в 2025 году автомобилей Lada Iskra на российских компонентах.