Для профессионалов автомобильного рынка

14282

автомобиля в продаже

94

автоброкерa

752

менеджера по продаже авто

8 800 550-88-20

Бесплатный звонок по России Бесплатно по России

Почему электромобиль «Атом» обречен на успех? Мнение

Последние полтора года шумные инфоповоды регулярно генерирует проект российского недорогого электромобиля «Атом», который разрабатывает стартап-фирма АО «Кама» (ее соинвесторами выступают КАМАЗ, Росатом, РФПИ, а также ряд физлиц).

«Атом» создают под планы выпуска 75 тысяч автомобилей в год. Большей части аудитории такой объем кажется нереалистичным. Однако «Атом» почти обречен на коммерческий успех — и тому есть целый ряд предпосылок.

Так будет выглядеть серийный Атом

Официально датой начала проекта считается 5 августа 2021 года, то есть недавно «Атом» справил 3-летие с момента начала научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Но напомним, что еще в конце 2020-го в Санкт-Петербурге был представлен полноразмерный демонстрационный макет под названием «Кама-1» — это был провозвестник проекта «Атом». Тот макет создавался по заказу КАМАЗа Санкт-Петербургским политехническим университетом им. Петра Великого.

Так выглядел макет Кама-1 2019 года постройки

Вы не задавались вопросом, с чего вдруг КАМАЗ заинтересовался сегментом легковых автомобилей, если еще в 2005 году челнинский гигант избавился от завода по выпуску Оки, поскольку посчитал его непрофильным бизнесом? Ответ прост: сначала КАМАЗ получил гарантии того, что на созданный с нуля электромобиль будет спрос — и лишь затем запустил НИОКР по его разработке.

В действительности, проекту «Атома» не три, и даже не пять лет. Идея расширения бизнеса КАМАЗа за счет легкового электромобиля восходит к 2013 году. 11 лет назад «Интерфакс» сообщал о том, что КАМАЗ внес в свой стратегический план развития выпуск легкового электромобиля.

В 2022-м вице-мэр Москвы Максим Ликсутов заявил, что правительство столицы начало официальное сотрудничество с АО «Кама» — и готово создать условия для пересаживания на российские электромобили столичных сервисов каршеринга. При этом, по некоторым данным, администрация Москвы изначально — еще в 2013-м — пообещала Камскому автогиганту гарантированный спрос на легковой электромобиль, если компания возьмется за такой проект.

Мэрия Москвы и КАМАЗ давно и тесно взаимодействуют друг с другом. КАМАЗ поставляет муниципальным предприятиям столицы электробусы, автобусы с ДВС, коммунальную технику. Последние два года КАМАЗ также выступает индустриальным партнером завода «Москвич», который принадлежит столичным властям. Именно на площадке «Москвича» в 2025-2026 гг. планируется наладить серийный выпуск электромобилей «Атом».

План заключается в том, чтобы в добровольно-принудительном порядке пересадить таксопарки и каршеринговые сервисы в Москве на российский электромобиль.

Напомним, главной конструктивной «фишкой» кузова «Атома» станет отсутствие центральных стоек и распахивающиеся против хода задние двери. Это значительно упрощает посадку-высадку на задние места. В первую очередь преимущества такого решения оценят пассажиры такси.

Кузов без центральных стоек упрощает посадку-высадку

Из недавно утекших документом Минпромторга РФ следует, что «Атом» будут выпускать в трех основных конфигурациях — для такси, для каршеринга, для частного потребителя. Они различаются между собой комплектацией и двигателями. Таксомоторная и каршеринговая версии будут оснащаться менее мощными моторами и получат упрощенный легко моющийся салон. У них также будет ограничена максимальная скорость.

Основные конфигурации Атома

Федеральная власть также поможет сбыту «Атома». 14 августа стало известно о том, что Минтранс подготовил инициативу установить обязательную минимальную долю электромобилей в парках такси. Соответствующие поправки в закон одобрят как раз к моменту выхода на рынок электромобиля от АО «Кама».

Рынок автомобилей такси и каршеринга в Москве — огромный. По опубликованным 11 августа данным Дептранса столицы, в настоящее время в столице ежедневно работают 192 тысячи автомобилей такси. В это количество входят и те машины, которые зарегистрированы в столице, и те, которые оформлены в Московской области. По прикидкам независимых экспертов, ежегодно автопарк такси в столице нуждается в обновлении примерно 50 тысяч машин.

По числу машин для краткосрочной аренды Москва тоже в числе мировых лидеров — около 35 тысяч машин. В обновлении нуждаются 7-9 тысяч арендных машин в год.

При помощи административного ресурса «Атом» займет значительную долю рынка корпоративных продаж в Москве. Прогнозируем, что таксопарки и сервисы поминутной аренды автомобилей обеспечат проекту сбыт 50-70% выпускаемых электромобилей. Также предполагаем, что частный потребитель в этом проекте изначально рассматривался на вторых ролях.

Читайте и смотрите нас в Дзен


Читайте также