Зависимость от импорта. Как это было в СССР
Бытует мнение, что во времена СССР автопром был менее зависим от импорта, чем сейчас. Возможно, так и было в части компонентов, но если касаться аспекта производственной оснастки, особенно штамповой, то тут зависимость Советского Союза была столь же критической, как и сегодня у России. Приведем несколько примеров из истории.
Для начала контекст. Штамповая оснастка — это один из самых затратных и ответственных вопросов, когда речь идет о постановке на конвейер и освоении производства нового массового автомобиля.
Штамп состоит из пуансона (формы-позитива) и матрицы (формы-негатива). При промышленной технологии их целиком делают из инструментальной стали. От качества оснастки зависит дальнейшее качество серийной кузовной панели. Панель должна иметь гладкие поверхности, точную геометрию и ровные края. Не допускаются перепады и чрезмерная кривизна при сопряжении кузовных панелей друг с другом.
В СССР были собственные компетенции по проектированию и созданию штампов. Например, такую оснастку для нужд автопрома умели делать на ЗИЛе в Москве, на ГАЗе в Нижнем Новгороде и на ВАЗе в Тольятти. Однако в Минавтопроме СССР отдавали себе отчет, что и по изготовлению штампов страна была в отстающих, поэтому ведомство нередко обращалось с соответствующими заказами к зарубежным фирмам из капиталистических стран.
Приведем несколько примеров.
Для производства кабин грузовиков семейства ЗИЛ-4331 штамповая линия полностью закупалась в Японии — у машиностроительного концерна IHI. Японцы спроектировали и поставили линию по выпуску панелей кабины, а также сварочных роботов. Не стоит удивляться, что кабины грузовиков ЗИЛ последнего поколения сваривали на автоматических станках — столичный автозавод был одним из крупнейших в мире производителей грузовых автомобилей, а потому нуждался в высокой автоматизации.
К слову, уже в нулевые годы, когда ЗИЛ «сдулся» до выпуска 10-20 тысяч машин в год, бывший флагман советского автопрома создал совместное предприятие с той самой IHI, на котором изготавливали кузовные панели для автомобилей Renault производства завода Автофрамос.
Для грузовиков ГАЗ-3307 оснастку для панелей также заказывали в Японии — у компании Ogihara Corporation. Наверное поэтому качество поверхностей элементов кабины на ГАЗонах указанного семейства было практически безупречным.
ГАЗ-3307 планировали производить огромными тиражами — по 150 тысяч в год. Однако эта линейка встала на конвейер лишь в 1989 году — уже через два года СССР развалился, а весь отечественный автопром впал в глубокий кризис. Производство ГАЗонов резко упала (на открытом рынке они оказались мало кому нужны), поэтому в начале 90-х возникла идея загрузить линии за счет использования модифицированного варианта той же кабины на легких пикапах. Так появился проект ГАЗ Атаман, который, впрочем, до серии не дошел.
Для выпуска УАЗ-3160, которого впоследствии вырос Патриот, изготовление штамповой оснастки заказывали у одной из итальянских фирм. При этом автоматические сварочные линии для этой модели проектировал и изготавливал АВТОВАЗ, который по такому оборудованию сотрудничал с западногерманской фирмой KUKA.
Ижевский автозавод в советские времена являлся частью могущественного производственного объединения Ижмаш, а потому структурно относился не к Минавтопрому, а к Минобороны.
Тем не менее, для производства кузовных панелей Иж-2126 штамповую оснастку заказывали… в Стране восходящего солнца, у компании Fuji Heavy Industries (к слову, она сама производила автомобили Subaru). Если кто помнит Иж Ода новыми, качество кузовных панелей у них было очень высоким (по геометрии и поверхностям).
А если обратиться к более давним временам? Многие считают, что верха своего могущества Советская империя достигла при Сталине… Что ж, для первого серийного советского представительского автомобиля — лимузина ЗИС-101 — оснастку для выпуска кузовов полностью изготовила американская фирма Budd Company.