18+

Для профессионалов автомобильного рынка

15266

автомобилей в продаже

78

автоброкеров

624

менеджера по продаже авто

8 800 550-88-20

Бесплатный звонок по России Бесплатно по России

Почему бывший автозавод Nissan в Санкт-Петербурге — это «чемодан без ручки», который обречен собирать китайские машины. Объясняем

23 сентября эффект разорвавшейся бомбы в СМИ произвела «инсайдерская» информация от телеграм-канала «Русский автомобиль» — в России снова будут выпускать седаны Renault Logan и хэтчбеки Renault Sandero.

Ресурс утверждал, что эти модели для россиян возродят сразу в новом (третьем) поколении, которое в Евросоюзе вышло еще в 2020-м, но в России не успело пойти в производство до 2022-го. Самым неожиданным было, что телеграм-канал указал возможным местом сборки бывших Рено «Автозавод Санкт-Петербург».

В этой связи Logan и Sandero должны получить марку XCITE. Проект якобы реализуют при участии АВТОВАЗа.

Logan III и Sandero III (в ЕС под маркой Dacia их производят с 2020-го)

Напомним, наименование «Автозавод Санкт-Петербург» с 2023-го носит расположенная в Северной столице бывшая площадка Nissan Motor. Японцы в конце 2022-го уступили эту площадку российскому ФГУП НАМИ, затем автозавод перешел во владение администрации Санкт-Петербурга.

С конца 2023-го на заводе крупноузловым методом из привозных машинокомплектов китайской Chery собирают 4,5-метровые кроссоверы Chery Tiggo 7 Pro. В петербургской ипостаси они носят наименование XCITE X-Cross 7.

XCITE X-Cross 7

Заметим, что в день публикации сенсационных слухов АВТОВАЗ поспешил официально опровергнуть информацию о том, что а) Логан и Сандеро вновь будут выпускаться в России, б) что АВТОВАЗ имеет какое-то отношение к «Автозаводу Санкт-Петербург».

Однако данные о том, что производство Logan III / Sandero III освоят в России выглядят более, чем достоверными. Степень готовности линий на АВТОВАЗе к выпуску таких машин к моменту ухода концерна Renault из России в 2022-м была очень высока — закупили штамповую и формовочную оснастку, модернизировали сборочные посты и так далее.

Не стоит забывать, что старт российского производства семейства планировался как раз на 2022-й. Для того, чтобы «русифицировать» бывшие Рено необходимо методом обратной унификации внедрить в них импортозамещенные детали от Lada Iskra.

Lada Iskra (широко унифицирована с Logan III / Sandero III)

Это не будет слишком сложно — в основе Искры и Logan III / Sandero III лежит одна и та же платформа CMF-B-LS, последние два года АВТОВАЗ занимался усиленным импортозамещением компонентов в конструкции Искры — от этой модели концерн не отказался ровно по тому, что она тоже была практически готова к серии на начало 2022-го. Между Искрой и Логаном высока унификация внутренних кузовных панелей.

Принципиальная разница заключается в том, что Iskra компактнее Логана — и укорочена в колесной базе на 46 мм. При этом по расстоянию между осями колес она совпадает с Sandero III. Iskra будет выпускаться в вариантах «седан» и «универсал», то есть внутреннего каннибализма относительно Логана и Сандеро не ожидается в принципе.

Размеры Lada Iskra

Телеграм-канал «Русский автомобиль» явно ошибся с местом производства Logan-III / Sandero-III — эти модели экономически нецелесообразно производить в Санкт-Петербурге, и, скорее всего, их будут делать в одном потоке с Lada Iskra, как и планировалось изначально.

За бывшей площадкой Nissan скрывается целая «логистическая драма». Этот завод мощностью 150 тысяч автомобилей в год создавался под морскую логистику подвоза машинокомплектов и он в принципе никогда не предполагал глубокой локализации производства. Производили на нем высокомаржинальные и при этом не очень массовые в контексте российского рынка модели — кроссоверы Qashqai, X-Trail и Murano.

В 2015-м на заводе создали штамповые цеха, которые делали некоторые крупные элементы для Qashqai, X-Trail и Murano. По Qashqai и X-Trail также были созданы мощности по литью и формовке некоторых пластиковых деталей (например, бамперов) — и российский завод в какой-то момент даже стал поставщиком этих позиций на вторичный рынок Евросоюза.

Однако до последнего дня владения завода Ниссаном большую часть компонентов для производства привозили с других площадок концерна, т.е. из Англии, Японии и Китая.

Прессовое производство на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге

Организовать в Санкт-Петербурге производство Logan III / Sandero III означало бы, что машинокомплекты для них пришлось бы завозить по суше из Тольятти. Вы можете сказать, что это не проблема, если учесть опыт производства Lada Vesta в Ижевске, для которой большую часть кузовных элементов в Удмуртию также завозили из Самарской области.

Однако между Тольятти и Ижевском лишь 600 км расстояния — автомобильные трассы и железные дороги между этими двумя городами мало загружены. Между Тольятти и Санкт-Петербургом — 1700 км, инфраструктура в этой части страны намного более загруженная. Представляете, какие транспортные издержки возникнут при перевозке деталей на такое расстояние?

Не стоит забывать, что Logan и Sandero — низкомаржинальные модели, выпуск которых окупается только при очень больших тиражах. Их производство в одном потоке с Искрой в Тольятти целесообразно не только потому, что не возникнут дополнительные транспортные издержки, но еще и по той причине, что оно позволит достичь эффекта масштаба, который дополнительно снизит себестоимость обоих семейств.

В нынешних условиях бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге — это «чемодан без ручки», для которого существует только один способ существования на ближайшие годы: собирать автомобили из китайских машинокомплектов, как это происходит сейчас. Петербургский автозавод способен существовать только в парадигме завоза деталей по морю.

В других условиях производство на этом предприятии перестает быть выгодным. В настоящее время по понятной причине никто, кроме китайцев, не продаст в Россию машинокомплектов с доставкой по морю. Да, в краткосрочной перспективе завод планирует перейти на полный цикл — со сваркой и окраской кузовов.

На автомобилях XCITE также могут появиться российские стекла, аккумуляторы, шины и т.п. Но никакой глубокой локализации этим машинам не светит. Как не светят заводу и шансы производить некий по-настоящему российский автомобиль.

Косвенным подтверждением, что переименованные Logan III / Sandero III будут производить именно в Тольятти, в одном потоке с Искрой служит пост от 30 сентября, опубликованный инсайдерским VK-пабликом Avtograd News. Со ссылкой на свои источники на АВТОВАЗе, он утверждает, что новые Logan / Sandero начнут производить в РФ в 2027-м, причем их глубоко унифицируют с импортозамещенной Искрой.

Читайте и смотрите нас в Дзен


Читайте также