Окончание действия госпрограмм. Как это повлияет на рынок?
Действовавшие с 1 июля 2019 года Госпрограммы «Первый / Семейный автомобиль» завершились в начале октября. Всего было продано около 100 тыс. автомобилей: около 7% от общего числа продаж в этом году.
Программы предполагают скидку 10% (25% для Дальневосточного федерального округа) на покупку в кредит новых автомобилей, стоимостью до 1 млн. рублей.
Хоть госпрограммы и занимают небольшую долю рынка, но являются отличным маркетинговым триггером. Это доказывает и быстрый расход выделенных бюджетных средств. Так в случае с «семейным автомобилем», человек может продать собственный авто дороже и получить скидку, а при владении неликвидным авто сдать в «классический» trade-in.
Повлияет ли окончание действия программ на рынок автомобилей? Вероятно, что да. Официальные дилеры начнут активнее работать с услугой trade-in, скидки при госпрограмме на который не так выгодны. За ними последуют и площадки автомобилей с пробегом. А значит, автомобилистов ждут выгодные предложения для обмена автомобилей с пробегом.
Этому способствует и тенденция на снижение рынка новых автомобилей в 2019 году. Что подтверждается аналитикой АЕБ (Ассоциация Европейского Бизнеса). За первый месяц осени реализация новых автомобилей в России снизилась на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Рост демонстрировал премиальный сегмент — плюс 2,1%. Самое заметное падение в массовом сегменте — 1,5%.
Всё больше россиян предпочитают менять свои автомобили на более свежие, но с пробегом. Так они могут позволить себе повысить класс автомобиля. Ведь подавляющее большинство сделок заключается в пределах 1 миллиона рублей.
Об этом свидетельствует и автокредитование. Среди новых автомобилей россияне предпочитают брать в кредит отечественные Гранты, Весты, а также корейские Рио и Солярисы. Тогда как при покупке автомобиля с пробегом лидерами являются Тойоты, Мерседесы и Ниссаны. Ранее журнал «Автоброкер» писал о предпочтениях самарцев при выборе авто с пробегом.
НБКИ (Национальное Бюро Кредитных Историй):
В 2019 году средний размер автокредита вырос на 7,0% и составил 767,2 тыс. рублей. Наиболее существенно средний размер выданных автокредитов рос в сегменте граждан от 25 до 29 лет. А самое сильное сокращение было отмечено у заемщиков старше 65 лет.
Дилеры также концентрируют усилия на автомобилях с пробегом. В среднем доля trade-in для покупки бу машин в России 15%. Это на 4 процентных пункта выше, чем в прошлом году. Благодаря такому росту у крупных федеральных сетей доля trade-in стала подавляющей.
Пресс-служба «Автомира» отмечает, что в этом году trade-in занимает 64% от общего объема продаж.
Вероятно, что и при возобновлении госпрограмм в будущем рынку новых авто потребуется дополнительная стимуляция спроса. Эксперты отмечают, что рост доходности от продажи новых машин практически исчерпан. Поэтому крупные дилерские сети работают над улучшением технического обслуживания машин и увеличением доли на рынке авто с пробегом: дилеры планируют занять до 30% рынка к 2022 году.