Какие изменения ОСАГО уже вступили в силу в 2025-м и какие еще вступят? Собрали информацию
Наступление нового года, как правило, влечет за собой целый перечень законодательных изменений, многие из которых касаются и автомобилистов. Важным аспектом жизни современных российских водителей является обязательное страхование автогражданской ответственности, то есть система ОСАГО.
Каждый год в нее вносятся мелкие изменения, не исключением стал и 2025-й. Какие новшества уже начали действовать, а какие готовятся — расскажем в этом материале.
С 1 января вступило в силу обязательство для страховых компаний добавить в свои сервисы функцию дистанционного урегулирования страховых случаев по ОСАГО. Функционал должен быть доступен либо через официальный сайт страховщика, либо через мобильное приложение.
Таким образом при оформлении ДТП по Европротоколу можно дистанционно в электронном виде направлять заявления по прямому возмещению убытков и все необходимые документы в свою страховую компанию.
При этом по-прежнему доступен вариант урегулирования страхового случая через Госуслуги или сервис «Госуслуги Авто».
С нового года также появилась возможность покупки единого страхового полиса Россия-Беларусь. Такая опция добавляется отдельно по желанию, она будет востребована теми, кто часто выезжает из РФ в Беларусь за рулем автомобиля. Покрытие на Беларусь не включается по умолчанию во все полисы ОСАГО.
Расширение на соседнюю страну по сроку действия будет совпадать с базовым полисом ОСАГО. Опция покупки полиса с распространением действия на Россию также появилась у белорусов. В целом, это упрощает жизнь автомобилистам.
С 1 января вступил в силу повышенный штраф за повторную езду без полиса ОСАГО. Базовое наказание за езду без «автогражданки» не изменилось и составляет штраф в размере 800 рублей. Повторная езда без полиса ОСАГО раньше наказывалась такой же суммой, теперь же она выделена в отдельный состав правонарушения, которое подразумевает штраф 3-5 тысяч рублей.
Под новый год в России начали проводить эксперимент по автоматической проверке наличия полиса ОСАГО по дорожным камерам. Система автоматически «пробивает» транспортный поток по номерам — и выявляет по базе данных машины, на которые нет действующего полиса.
Правонарушителям будут рассылать предупреждение через Госуслуги. После того, как систему полностью апробируют и отладят, — автоматическая фиксация машин без ОСАГО начнет оборачиваться рассылкой штрафных постановлений.
Однако ранее 2026-го такой способ наказания водителей без ОСАГО не начнет работать. Предполагается, что весь 2025-й будет длится экспериментальный период.
Недавно Госдума также одобрила инициативу по составлению извещения о ДТП с помощью приложений страховых компаний. Предполагается, что это упростит оформление аварий по Европротоколу.
Кроме того, страховщики в ближайшее время надеются ввести возможность клиентам самостоятельно выбирать СТО для ремонта автомобиля по ОСАГО в тех ситуациях, когда между страховой компанией и клиентом достигнуто соглашение о возмещении по ОСАГО в натуральном выражении, то есть ремонтом автомобиля. В настоящее время компенсации по ОСАГО ремонтом выбирают лишь 5% водителей.