Авторынок РФ ждет коренная трансформация?
В России в октябре 2024-го резко повысят утилизационный сбор на автомобили. Это грозит очередной кардинальной трансформацией авторынка. Почему — постараемся объяснить.
Минпромторг РФ вечером 15 июля официально сообщил о том, что разработал проект постановления правительства о повышении утилизационного сбора. Из него следует, что 1 октября 2024-го ставки будут повышены на 70-85% практически по всем категориям автотранспорта, далее до 2030 года включительно их будут ежегодно индексировать на 10-15%.
Цель заявлена благая — защитить внутреннего производителя и простимулировать крупных игроков рынка вкладываться в локализацию выпуска автомобилей внутри РФ.
В Минпромторге сразу оговорились, что ставки будут повышены только для юрлиц и тех, кто импортирует автомобили для последующей перепродажи. При этом физлицам, ввозящим машины для личных нужд, оставят «льготное окно» с минимальной ставкой утилизационного сбора. Повышение проведут через новые коэффициенты, т.е. базовые значения останутся прежними: 20 тысяч рублей для легковых автомобилей, 150 тысяч рублей — для грузовиков, автобусов, прицепов, полуприцепов, другой техники.
Планируемое изменение ставок утилизационного сбора в отношении новых легковых автомобилей 1 октября 2024-го приводится в таблицах ниже:
Действия правительства неизбежно приведут к очередной трансформации авторынка РФ. Перед многими китайскими марками, которые за последние два года выбились в лидеры, встанет дилемма — размещать ли в России производство автомобилей (наплевав на риск вторичных санкций), либо повысить цены и смириться с падением продаж, либо вовсе покинуть рынок?
Из крупных игроков в легковом сегменте в щекотливом положении окажутся такие концерны, как Chery, Changan, FAW, GAC. Продукцию они завозят в РФ в готовом виде.
Chery благодаря уходу из РФ европейских и корейских концернов за последние два года заработала на нашем рынке сотни миллионов долларов чистой прибыли. Шутка ли: только за первое полугодие 2024-го Chery продала в РФ около 150 тысяч автомобилей своих брендов Chery, Omoda, Exeed, Jetour, Jaecoo. При этом концерн старательно уклонялся от множества предложений правительства РФ разместить производство в стране.
Всю продукцию Chery импортирует в готовом виде, если не считать эпизодических партий, собранных на бывших заводах Mercedes-Benz в Подмосковье и Volkswagen в Калуге. Также Chery выступает поставщиком машинокомплектов для бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге — там кроссовер X-Cross 7 Pro дорестайлингового образца собирают под маркой XCITE. Станет ли Chery в пожарном порядке размещать производство своих автомобилей в России после повышения утилизационного сбора? Вопрос.
Также прогнозируем, что в ближайшие полгода с российского рынка массово «вымоет» мелкие по объемам продаж марки — например, Skywell, MG, Soueast и другие.
При этом упрочатся позиции компаний, реализующих в РФ сборочные проекты в той или иной форме. К таковым, например, относятся Haval, Kaiyi, BAIC, JAC.
Разумеется, в легковом сегменте повысят свои продажи компании АВТОВАЗ, УАЗ, Москвич, Автотор.
Для того, чтобы проверить наш прогноз, осталось ждать несколько месяцев.