Первый тест-драйв Skoda Rapid CNG: 8000 километров автопробега и явная экономия
Вопрос экономии на топливе всегда сохранял актуальность в России. И дело не только в том, что наша держава сырьевая, а бензин, по соображению некоторых граждан, должен стоить копейки. Как и любое другое топливо.
Расход топлива беспокоит всех: частников, таксистов, крупных и средних перевозчиков. Желание экономить провоцирует и нестабильная политика цен на бензин и дизель.
И уже сейчас есть ряд решений, позволяющих экономить. Одно из них — установка ГБО (газобаллонного оборудования), или покупка серийного авто, на котором ГБО установлено с завода. В качестве топлива в этих моделях применяется пропан и метан. У каждого газа в вопросах применения есть особенности: стоимость, запас хода на полном баллоне, цена установки.
Сегодня журнал «Автоброкер» публикует обзор интересного автомобиля Skoda Rapid, в котором применяется метан — самое экологичное на сегодняшний день топливо. И самое дешевое.
Герой автопробега
Наш Рапид, прежде всего, интересен тем, что он стал участником грандиозного автопробега «Газ в моторы. Голубой коридор 2019».
Автопутешествие проходило в сентябре-октябре 2019 года по территории России, стран Азии, Европы. Общая протяженность маршрута, на который вышло более 20 единиц газовой техники, составила свыше 8 000 километров.
Согласитесь, достойное испытание для автомобиля на метане, который представлял команду ГК «АТС».
Стоковые характеристики
Для Skoda Rapid предлагаются бензиновые четырёхцилиндровые двигатели мощностью 90, 110 и 125 л.с. Наш автомобиль оснащен агрегатом в 90 «лошадей». В качестве трансмиссии — пятиступенчатая «механика». Всем коллегам хотелось чего-то мощнее. Но это скорее дело привычки, так как каждый из нас пересел на метановую Шкоду с более мощных авто.
- Длина 4 483 мм
- Ширина 1 706 мм
- Высота 1 461 мм
- Масса 1 160 кг
- Объем багажника 530 литров, а со сложенными сиденьями 1 470 литров.
ГБО
Группа компаний «АТС» известна в России своими проектами по выпуску серийных Lada Vesta и Largus с приставкой CNG (compressed natural gas), метановыми решениями в автоспорте, проектированием и строительством АГНКС и ПАГЗ (передвижные заправщики), переводом на альтернативное топливо автомобилей вторичного рынка.
Подготовил же Рапид к автопробегу партнер ГК «АТС» компания Vitkovice из чешского Млада-Болеслав — город, в котором выпускается Шкода.
Особенность установленного оборудования заключается в металлическом баллоне, объемом 100 литров. Топливная аппаратура не имеет существенных отличий от аналогов, используемых в отрасли.
Вопрос использования именно металлического баллона, специалисты ГК «АТС» прокомментировали следующим образом. Автомобиль после автопробега используется в качестве шоу-кара и для ходовых испытаний. Это дает возможность медийного освещения темы газомоторного топлива, сбора статистики по применению различных решений. Кроме того, Vitkovic — это проверенная и надежная компания.
Стоит отметить, что разница в цене, на версию с баллоном из метала и металлокомпозитным аналогом, составляет порядка 10 000 рублей. Добавим, что период поверки баллона от Vitkovic и металлокомпозитного от DJ Tronic, к примеру, составляет 2 года. Два жирных плюса Vitkovic.
Результаты тестов
Собственные тесты Skoda Rapid CNG, проведенные в городе и на трассе, выявили следующий расход метана:
Трасса. Средняя скорость 120 км/час. Расстояние 250 километров, на которых баллон в 15 куб.метров был осушен полностью. Цена метана — 15 рублей 30 копеек за куб. Таким образом затраты составили: 90 копеек за километр.
Если сравнивать с бензином, учитывая средний расход 90-сильного Рапида на трассе, то получается, что экономия составила 4 раза. Девяносто копеек против 3.70 рубля за километр пути.
Отметим, что по рекомендации производителя Рапид должен потреблять бензин не ниже АИ-95. Но стоит сказать, что тест проводился в зимних условиях, когда любого топлива расходуется чуть больше, а метана, благодаря низкой температуре, в баллон помещается большее количество.
Езда в городе, с учетом того, что наш водитель на трассе иногда раскручивал мотор чуть выше 3000 оборотов, не внесла заметных коррективов в цифры расхода метана. Примерная разница в общем пробеге на полном баллоне составила лишь условные 20 километров.
Компромиссы установки ГБО
В этой части мы расскажем о некоторых моментах, которые водители не учитывают, либо придают им повышенное внимание.
Водители, практикующие активный стиль езды, могут заметить, что вместе с расходом метана расходуется и бензин. Это естественно.
Во-первых, старт и прогрев двигателя, примерно до 50 градусов, происходят на бензине.
Во-вторых, чем активнее вы стартуете на перекрестках, обгоняете фуры на трассе, тем больше в газовую смесь подмешивается бензина. Делается это для снижения термического воздействия на двигатель (температура сгорания метана выше чем у бензина).
Единственный, пожалуй, компромисс — это баллон, размещенный в багажнике. Условно теряется до ⅓ полезного объема. И действительно, установка ГБО, с сохранением утилитарности авто, подойдет не для каждой модели. Рапиду подходит. Даже с баллоном места хватит для перевозки поклажи нескольких пассажиров.
Но стоит забыть о транспортировке груза со сложенными сиденьями. Таким образом определяется аудитория такого авто: такси, корпоративные парки, автолюбители, использующие автомобиль для частных поездок.
Что касается боязни некоторых автолюбителей относительно высокого давления газа в баллоне, то испытания, которые проводит производитель, превышают рабочее давление в несколько раз. Это обязательное условие, гарантирующее безопасность эксплуатации.
Экология и эксплуатация
В оппозиции, относительно экологичности, к машинам на метане стоит электротранспорт. Но это только на первый взгляд.
Обычно потребитель не смотрит «вглубь» проблемы. Не учитывает вред производства самих батарей, вопросы их утилизации, а эксплуатируются они не долго, примерно пять лет, составляя львиную долю затрат в обслуживании электрокара.
Топливные элементы АКБ электоркаров включают в себя редкоземельные металлы, которые в России попросту не добываются, что влияет на стоимость батареи.
К проблема эксплуатации электромобилей в России можно отнести суровый климат и слабую инфраструктуру ЭЗС. Но это вопрос малой насыщенности парка электрокарами. Будет больше электромобилей, будет больше ЭЗС. Эту историю мы уже проходили с метаном. Сейчас рост количества АГНКС заметен как никогда: плюс 30-50 АГНКС в год. Драйверами роста стали: перевод на метан корпоративных парков, выпуск серийных CNG авто, программы поддержки, расширение сети установочных центров.
Не исключено, что и с электрокарами будет так же. Сейчас к выпуску первого российского электромобиля готовится компания ZETTA.
Редакция журнала «Автоброкер» собрала все факты о новинке в одной публикации, обязуясь регулярно дополнять статью новыми фактами. Кликай на баннер выше, читай и удивляйся. Будущее уже наступило.