Для профессионалов автомобильного рынка

22085

автомобилей в продаже

229

автоброкеров

1832

менеджера по продаже авто

8 800 550-88-20

Бесплатный звонок по России Бесплатно по России

Василий Зинин о будущем топливного рынка и об иллюзии битвы между видами топлива

Повсеместная газификация федеральных трасс в России, рост продаж электромобилей, анонсы отказов от бензина и дизеля воскрешают в памяти басню про лебедя, рака и щуку. Кто победит в этой схватке? Как скоро? А может и нет никакой битвы, а места хватит и для розеток, и для бензина с метаном?

Об этом редакция журнала Автоброкер Клуб побеседовала с Василием Зининым, исполнительным директором Национальной газомоторной ассоциации.

Василий Зинин, исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации

В.З: Действительно, есть иллюзия войны всех против всех. Но это не так. Места хватит всем. Хотя в расширении существующего топливного рынка есть сложности.

Что мы видим сейчас: бензиновые заправки отдельно, электрозарядки в своих никому неизвестных локациях, метановые тоже особняком. Понятно, что для потребителя это некомфортно. Данные инфраструктурные ограничения осложняют принятие решения о переходе на альтернативные виды топлива.

АК: Почему места хватит всем? Почему одного победителя не будет?

В.З: Транспортный сектор имеет много разных сегментов. Если мы говорим про участников, которые считают каждый рубль, например, таксопарки, предприятия внутригородских перевозок, службы доставки, то в нашей стране это история про КПГ (компримированный природный газ). Экономия для данной аудитории – главное!

Электротранспорт – это на сегодняшний день дорогое удовольствие. Причем мы сейчас говорим об этом сегменте без учета его специфического воздействия на окружающую среду. Экология тема для отдельной дискуссии.

В нашей стране (да, и не только) владельцы электромобилей люди обеспеченные, готовые платить за автомобиль большие деньги. Пока это некий премиальный «гаджет», а не средство передвижения. И вопрос инфраструктуры их мало интересует. Есть зарядка в частном доме и на парковке офиса. Этого достаточно.

Если говорить о магистральных перевозках, то тут в настоящее время и не может быть речи про электротранспорт. В этом сегменте важен не только вопрос экономии на топливе, но и максимальный пробег между заправками. При этом нужно учитывать массу аккумулятора и время, которое дальнобойщик потратит на подзарядку. Выгоды никакой. Целевой вид топлива для этого сегмента – СПГ (сжиженный природный газ). Современные магистральные тягачи на СПГ могут проехать на одной заправке до 2000 км.

метан

Самый известный гражданский и серийный авто на метане — Lada Largus от ГК «АТС» (партнер Lada). На фото предсерийная версия с расположением баллонов под днищем

Отметим, что внутри рынка газомоторного топлива наблюдается сегментирование: разделение на СПГ и КПГ. Как бы ни казалось, что перевод или оснащение ГБО с КПГ – это дешевле, на самом деле при длительной эксплуатации, тяжелых грузах и дальних расстояниях СПГ – более выгодный вариант.

спг

На фото: городской автобус Volgabus на СПГ. На сегодняшний день природный газ — самое экологичное топливо

АК: А что мешает всестороннему развитию всех упомянутых направлений? Особенно газомоторному топливу.

Остановимся на вопросе противодействия расширению использования газомоторного топлива . Оно идет не со стороны операторов традиционных АЗС, как многим может показаться. Они сейчас зарабатывают на кофе, продаже сопутствующих товаров, а маржи от реализации бензина и дизеля практически нет. Любое увеличение трафика на АЗС – это прямой путь к дополнительной монетизации, поэтому продажа природного газа на бензиновых станциях – не противоречие, а возможность увеличить прибыль.

Противоречие возникает в эксплуатирующих организациях – транспортных и логистических компаниях. Причем не в среде руководителей, а, что называется, на местах. Этот фактор не зависит от формы собственности: будь то частный автобусный парк или государственная компания.

Мы сейчас говорим о людях, «живущих с ведра дизеля». Природный газ из бака не сольешь.

Таким образом, очевидно, что повсеместное внедрение газомоторного топлива практически уничтожает большой пласт «черного рынка». Но стоимость природного газа нивелирует этот удар по «условной социальной стабильности» некоторых групп населения. Сэкономленные средства могут пойти на увеличение заработной платы и улучшение условий труда. Стоимость на трубопроводный газ в нашей стране регулируется государством. Цена метана не подвержена таким колебаниям, как традиционные виды топлива.

АК: У нас была возможность познакомиться с вашей презентацией о многотопливных АЗС (произошло это в рамках одной из встреч автопробега «Голубой коридор — газ в моторы 2021». Прим. редактора). Как нам показалось – это вполне реальное будущее.

эзс

Модуль зарядки электромобилей на одной из АЗС сети компании «Газпром газомоторное топливо»

В.З: Если говорить о многотопливных станциях, то необходимо отметить одну из проблем нашего топливного рынка – отсутствие на данный момент желания договориться, как на собрании жильцов одного дома.

Обособленно развивается водород, в разработки применения которого начинают вкладываться государственные деньги, отдельная программа развития у электротранспорта, своя подпрограмма у природного газа. Бензиновый рынок регулируется сложными конструкциями, чтобы сдержать цены и при этом обеспечить предложение. При этом речь идет об одном рынке – рынке моторного топлива.

В этом контексте, как мне кажется, государство должно сформировать единую концепцию многотопливности транспорта. То же самое касается и отдельных операторов. Несложно на АЗС установить быструю ЭЗС, модуль компримированного, сжиженного природного газа. Потребитель получает возможность выбора топлива на уже знакомой станции, оператор поток клиентов и диверсификацию продуктового портфеля, его бизнес-модель становится более устойчивой.

АК: А что тормозим, если все так радужно и перспективно?

В.З: Все хорошо, но есть сложность. Это техническое регулирование, разные юридические лица, требования пожарной безопасности, регламентированные расстояния от объектов, что обязывает иметь почти бесконечные земельные участки.

То, чем НГА занялась в этом году при поддержке Российского газового общества, это проект по совершенствованию нормативно-технического регулирования деятельности многотопливных заправочных станций. Поступательно идем по всем сводам правил. Но не ставим задачу переписать всю «нормативку», что амбициозно, долго, дорого и очень больно. А самое печальное, что, скорее всего, невыполнимо. Мы ищем точки «наименьшего возможного воздействия», которые позволят изменить правила игры, оставив в силе общую конструкцию.

Зарядная станция на многотопливном комплексе на трассе М11 (Окуловка). Включает в себя: бензиновую АЗС, метановую АГНКС и ЭЗС

Тут мы выделяем несколько проблемных зон. Первое – само понятие многотопливной заправки. Нет четко определенного термина. С этого следует начать. Второе – это противопожарное регулирование. В частности, применение единых систем противопожарной безопасности на многотопливном объекте. Нами уже сформирован ряд предложений для внесения в СП №156 (свод правил противопожарной безопасности).

Если кратко, то на данном этапе первый шаг должен дать возможность повышения статуса существующих АГНКС и АЗС до уровня «многотопливной заправки». Как пример, компания «Татнефть» уже приступила к реализации подобных проектов. На существующих АЗС сети можно встретить электрозарядки и модули природного газа.

Также зарядить электромобиль можно на метановых заправках «Газпром газомоторное топливо» . Потребителю может быть более интересен формат экозаправки – то есть заправочной станции альтернативных видов топлива, позволяющих достигать экологических эффектов. Ведь в случае многотопливности можно комбинировать и различные источники для электрогенерации, в том числе и возобновляемые, и природный газ. Пока это больше имиджевая история, но на мой взгляд, она имеет большие перспективы.


После беседы с Василием Зининым мы впервые увидели топливное будущее консолидированным, без традиционного «кто кого».

Действительно, зачем пользоваться чем-то одним, если есть право выбора? У каждого из нас на смартфоне установлено несколько приложений сервиса такси и несколько мессенджеров. Стала наша жизнь от этого хуже? Навряд ли.


Читайте также