Для профессионалов автомобильного рынка

14348

автомобилей в продаже

81

автоброкер

648

менеджеров по продаже авто

8 800 550-88-20

Бесплатный звонок по России Бесплатно по России

Новые автомобили в СНГ — цены растут, продажи падают

За последние полгода с галопирующими темпами инфляции столкнулся почти весь мир, но в особенности — страны СНГ. Авторынок — одна из тех сфер, где динамика опережающего роста цен оказалась особенно высокой. В этом материале мы постарались сделать краткий обзор ситуации.

Определяющей для СНГ является экономика России, поскольку на нее с разной степенью зависимости завязаны другие восемь стран содружества.

Фото с конвейера предприятия «Азия Авто». Ныне несуществующего предприятия

В РФ проблемы на рынке новых легковых автомобилей начались еще в 2021 году — с середины прошлого года автозаводы в стране попали под влияние глобального кризиса полупроводников. Из-за этой ситуации иностранные контрагенты срывали поставки компонентов предприятиям автопрома. Флагман отрасли АВТОВАЗ оценивал вынужденное недопроизводство за прошлый год в 100 тысяч машин. Из-за дефицита предложения по ряду популярных моделей дилеры еще в конце 2021-го начали по собственной инициативе под надуманными предлогами накручивать цены.

Товарные автомобили Lada Vesta, которые на момент написания материала не выпускаются…

Однако в настоящий шторм российский авторынок вошел после известных событий на Украине. С конца февраля — начала марта цены на новые автомобили резко пошли в рост. Причин тому сразу несколько. Из-за ужесточения антироссийских санкций европейские, американские, японские и корейские компании приостановили сотрудничество с российскими автопроизводителями. Заводы стали уходить в затяжные простои. Европейские, японские и корейские концерны принудительно по политическим причинам поставили на паузу свои автозаводы в России. Усугубили ситуацию общая макроэкономическая нестабильность и резкие колебания курса рубля. Кроме того, в связи с нарушениями логистических цепочек подорожали компоненты и сырье.

Согласно аналитике ГК «Авилон», одного из крупнейших дилерских холдингов в СНГ, в России цены на машины уже к началу апреля 2022 года подскочили на 30-40%. «Автостат» в конце мая сообщал, что по сравнению с январем наиболее популярные модели кроссоверов в РФ подорожали на 21 — 56% (учитывались только рекомендованные розничные цены, реальные цены у дилеров изменились еще сильнее).

Ряд прежде популярных моделей в принципе стали недоступны для покупки, поскольку их отгрузки в сбытовые сети приостановлены. К таковым можно отнести Volkswagen Taos, Hyundai Creta, Kia Seltos, Toyota RAV4 и т.д.

Haval один из немногих, кто после повышения цен пошел на их снижение

Впрочем, после стабилизации курса рубля в июне некоторые востребованные модели в РФ в июле слегка «просели» по цене, частично отыграв назад удорожание. Так, по данным исследования «Открытия Авто», кроссовер Haval Jolion тульской сборки сегодня стоит 2,25 млн рублей (403 677 678 сум), что на 6% меньше, чем в июне. На втором месте по динамике снижения стоимости — лифтбэк Skoda Rapid — 1,2 млн рублей (215 295 000 сум), на 4% меньше, чем в июле. На третьем — Haval F7, в июле он просел по цене на 3% и теперь стоит 2,92 млн рублей (523 883 920 сум).

Но всё же эксперты, в основном, хоть и анализируют сообщения о том, что ценники могут и понизиться, но всё же больше обращают внимание на нынешнюю реальную ситуацию. «Самый популярный на рынке РФ автомобиль — отечественная Lada Vesta — с начала года подорожала на 30%. Причем это только официальные данные. В дилерских центрах из-за накруток и обязательных дополнительных опций цена может вырасти на 100% и достигает уже 2 млн рублей», — констатировал на днях авторитетный портал Auto.Mail.Ru. И это при том, что число проданных машин неуклонно снижается.

На белорусском авторынке ситуация в целом повторяет российскую, но в менее жесткой форме. Беларусь также находится под санкциями Запада.

В Казахстане также отмечен рост цен на автомобили и дефицит ряда моделей, которые прежде поставляли из РФ. С конца февраля к началу августа 2022 года новые машины в Казахстане подорожали на более чем 20%. Например, Hyundai Accent в январе стоил в диапазоне 6,4 — 7,5 млн тенге в зависимости от модификации (147 362 351 сум – 172 690 255 сум), а в начале августа стал стоить 7,8 — 10,7 млн тенге (179 597 865 – 246 371 430 сум) — динамика +22-30%. Lada Granta в январе 2022-го в Казахстане стоила 3,7 млн тенге (85 193 859 сум), а сегодня — не менее 4,7 млн тенге (108 219 226 сум), прибавка +27%.

На этом фоне островком относительного спокойствия выглядит Узбекистан. Национальный автопроизводитель UzAuto Motors, занимающий львиную долю местного авторынка, не проводил серьезного повышения цен последние два года. И это при том, что компания осуществляет крупные капиталовложения в модернизацию завода — под выпуск автомашин на платформе GM GEM (Chevrolet Tracker, Chevrolet Onix).

Фото салона Chevrolet Onix — грядущей новинки от UzAuto Motors

На узбекском авторынке в 2022 году обострилась конкуренция, поскольку привозные иномарки стали дешевле. Это послужило следствием решения президента страны Шавката Мирзиёева в феврале 2022 года снизить пошлины на импорт готовых автомобилей вдвое, в два этапа. Ставки на ввоз машин снизили сразу с 30% до 15% от стоимости машины. С 1 января также в два раза будут снижены дополнительные коэффициенты, которые рассчитывают в долларах за каждый кубический сантиметр от объема двигателя.

С точки зрения влияния на рынок снижение пошлин произвело быстрый эффект. По сообщению узбекских СМИ, по итогам января-июня 2022 года ввоз легковых автомобилей в Узбекистан относительно аналогичного периода 2021-го вырос почти в два раза. За первые шесть месяцев 2022-го в страну импортировали 16 308 легковушек на общую сумму 395,9 млн долларов.

Однако UzAuto Motors не может существовать вне мирового контекста, поэтому, и, по нашему мнению, компания в ближайшие месяцы не может не повысить цены на свою продукцию как минимум на 10-15 процентов.


Читайте также