Для профессионалов автомобильного рынка

14416

автомобилей в продаже

94

автоброкерa

752

менеджера по продаже авто

8 800 550-88-20

Бесплатный звонок по России Бесплатно по России

Дилеры. Автоброкеры. Перекупы. Кто они?

В процессе подготовки и продвижения баттла “Дилеры VS Перекупы” (компания «Автобосс») в комментариях к публикациям в соцсетях разгорелась нешуточная дискуссия. Комментаторы спорили, кого считать перекупами, упрекали в грубом делении авторынка на 2-х игроков и делились мнениями. Организаторами было принято решение углубиться в данную тему и расставить, как говорится, точки над “И”.

Автор изображения: Замятина Юлия

Одним из самых ярких комментаторов стал Епищенко Леонид директор компании «Автоброкер» и руководитель партнерской сети автоброкеров в Самаре. Его слова отозвались в сердцах и умах у многих подписчиков. Поэтому организаторы решили связаться с Леонидом и постараться вместе раскрыть непростую тему: дилеры, автоброкеры, перекупы — кто они, чем отличаются, и что будет с ними в будущем.

Всех, кто трудится на благо развития направления продаж новых автомобилей, мы немного огорчим, дальше в статье речь будет идти исключительно про автомобили с пробегом. Однако, интересной информации будет предостаточно, так что не спешите закрывать вкладку.

Леонид Епищенко, руководитель партнерской сети автоброкеров в Самаре

Начнем с самого простого — автомобильного дилера. Тут, кажется, все понятно, автодилером называются компании, выступающие посредником между производителем и покупателем. Как правило, дилеры имеют в своем портфеле несколько автомобильных брендов (хотя бывают и монобрендовые), у них заключен договор с представительствами марок. Основной канал поступления б/у автомобилей у таких компаний — это услуга “trade-in” (более 70% в среднем по рынку), но есть среди них и те, кто занимается “выкупом с улицы”. Как раз на этом поприще и развивают свой бизнес другие игроки автомобильного рынка, о которых пойдет речь в статье.

Кто же эти другие игроки? Принято считать, что рынок выкупа автомобилей бинарен и делится на официалов — дилеров и неофициалов — перекупщиков. Однако, как и все в этой жизни, здесь ситуация очень неоднозначная, и связано это с историей становления бизнеса по перепродаже автомобилей в нашей стране.

В 90-е годы, когда малиновые пиджаки щеголяли по остаткам российской экономики, оргструктуры не могли держать под контролем даже крупные денежные потоки, а дилерский бизнес, в современном его понимании, еще только начинал формироваться, мало кто задумывался о “белом” ведении бизнеса. Рынок пестрел разного рода предприимчивыми людьми, кто-то сколачивал себе команду и даже решался на официальный, в юридическом плане, статус, а кто-то просто напросто покупал машину в одном месте и сбывал в другое. Как сказал в одном интервью член Совета директоров “Автомир” Дмитрий Гулин — тогда, автобизнес состоял в основном из купли-продажи автомобилей, в противовес сервисному подходу, который мы сейчас наблюдаем практически повсеместно. Современные российские автодилеры, зачастую, являются выходцами “из серой зоны”, им постепенно удалось обелить свой бизнес и вырасти в большие и мощные компани. Есть и те, кто не вышел из серой зоны до сих-пор (по различным причинам), есть и новобранцы, активно пополняющие ряды и тех и других.

Тех, кто “остался в серой зоне” обычно называют перекупами или перекупщиками. Однако, современный дискурс, сложился так, что к перекупам по ошибке начали относить всех, кто не является официальными дилерами, упуская из вида многообразие других участников рынка. Ошибочно попавшими в список “перекупов” в привычном понимании этого слова, являются автоброкеры. По определению из Википедии — Бро́кер (от англ. broker — маклер, брокер, посредник) — юридическое или физическое лицо, выполняющее посреднические функции между продавцом и покупателем. Автоброкеры, по сути своей, это те перекупы, которые решили избрать для себя легальный путь построения бизнеса. Современные автоброкеры — это уже давно не единичные бессистемные игроки без юр. лиц — это реальные компании, которые работают в той же “сервисной парадигме”, следующие букве закона, зачастую не уступающие (а иногда и перегоняющие) по качеству предоставляемых услуг официальных дилеров.

Однако, встречаются и гибридные версии, есть те, кто зовет себя перекупом, хотя с точки зрения чистоты ведения бизнеса, скорее относится к автоброкерам. Таких игроков, то ли влечет романтика слова “перекуп”, то ли привычка, причем, как самого человека, так и его клиентов. Отсюда и путаница. Мы провели небольшой опрос в наших соц. сетях, знают ли наши подписчики, чем отличаются перекупы от автоброкеров и аудитория разделилась практически пополам 45% — знают и 55% — не знают. А это, на секундочку, аудитория людей, так или иначе, имеющих отношение к автобизнесу…что тогда говорить о простых обывателях.

Кстати о них, нельзя списывать со счетов и собственников, которые самостоятельно занимаются продажей своих автомобилей, ведь они, считайте, “забирают хлеб” у всех остальных игроков этого рынка. Это как девушки, которые решают покрасить волосы в домашних условиях, вместо того, чтобы идти к парикмахеру. Между прочим, рынок красоты теряет на таких самостоятельных дамах львиную долю потенциальной прибыли. Для понимания специфики каждого из обозначенных нами игроков, попробуем пройтись по их преимуществам и недостаткам.

Автомобильные дилеры, в какой-то мере, скованы рамками производителей, они, как носители франшизы, должны беспрекословно следовать правилам дистрибьюции, чтобы не терять компенсации. Многих губит желание перетащить дилерские стандарты продаж новых автомобилей на б/у сегмент “как есть”, без адаптации и перестройки. Однако, большими преимуществами дилеров является наличие (как правило) материальных ресурсов (денег, зданий, парковок, персонала), предоставление официальных гарантий, да и в целом, статус официального дилера укрепляет веру клиентов в то, что здесь не обманут.

Автоброкеры, в свою очередь, не обремененные дистрибьюторскими стандартами, более гибкие и способны к быстрым изменениям. Перечень их услуг, зачастую превышает предложения официалов. Да и с репутацией у тех, кто над этим работает, все очень даже хорошо. Тем не менее, из-за тянущейся вуали статуса “перекупов”, автоброкерам все же доверяют меньше, причем, как клиенты, так и банки, классифайды и страховые компании. Примечание редакции: спорное утверждение.

Истинные перекупы, продолжающие действовать в рамках “серой”, а зачастую даже “черной” зоны рынка, являются заложниками своей нелегальности, это ограничивает спектр их возможностей, услуг для клиентов. Те из них, кто не занимается просто “разводом”, должны постоянно доказывать свою благонадежность. Они не могут выходить на “большой” рынок, в силу своей неофициальности и вынуждены перебиваться сделками для друзей, друзей друзей и так далее. Однако, они составляют реальную конкуренцию и дилерам, и автоброкерам, за счет скорости и возможности проводить сделки без участия налоговой.

Очень интересный опрос провел в январе 2017 года портал drom.ru. Они задали посетителям сайта вопрос “Если бы вы были перекупом (или уже перекуп), вы бы обманывали людей?”. Результаты нас ошеломили: 19% опрошенных ответили “Да. Главная цель — зарабатывать деньги”, большинство были не так категоричны и сказали “Немного приврать можно, но не в критичных аспектах сделки” (57%). 16% высказались против обмана и 6% заявили, что “Лучше жить за чертой бедности, чем стать перекупом”.

К какому выводу подводит нас данный опрос? К такому, что на рынке перепродажи автомобилей, даже среди тех, кто, вынужденно или осознанно называется “перекупами” есть честные игроки. Однако, с тем же успехом, мы можем говорить о наличии обмана и среди официальных дилеров. АвтоБосс, как площадка, собирающая лучшие практики в автобизнесе, открыты ко взаимодействию со всеми честолюбивыми участниками сражения за клиентов. Мы уверены, что всем им (автодилерам, автоброкерам и перекупам) есть чему поучиться друг у друга.

В процессе написания данной статьи, мы осознали, что называть наше мероприятие баттл “Дилеры VS Перекупы”, которое было организовано с целью обмена знаниями, создания партнерских отношений между разными игроками, было не совсем корректно. Мы хотим показать важность цивилизованного рынка для всех игроков. Именно при таких условиях, вместе, мы сможем поднять продажу авто с пробегом на новый, более качественный уровень. Как, по вашему мнению, было бы правильнее назвать конференцию? Есть идеи? Делитесь ими в комментариях!

А мы, подходя к концу, хотим сказать еще пару слов о том, какое будущее может ждать всех трех обозначенных в статье игроков рынка продажи авто с пробегом. Своими прогнозами с нами, как раз, поделился Леонид. По мнению опытного и амбициозного автоброкера, нас ждет постепенное отмирание “перекупов” в классическом понимании, часть из них разовьется в автоброкеров, устав от “нелегальщины”, а часть просто уйдет с рынка. Автоброкерам и выделенным в отдельные юр.лица отделы trade-in официальных дилеров Леонид пророчит укреплений позиций на рынке авто с пробегом, возникновение новых услуг и развитие имеющихся. Рост в направлении онлайн-продаж, по мнению нашего собеседника, произойдет в направлении авто с пробегом значительно позже, чем у официальных дилеров новых авто.

Данные предположения, действительно кажутся реалистичными. Мы, в свою очередь, будем наблюдать и делиться с вами информацией об изменениях и трендах автомобильного рынка. Надеемся, что данная статья позволила пролить свет на неоднозначность и разнообразность бизнеса по продаже авто с пробегом. Мы благодарим Леонида за его экспертное мнение, за то, что поднял эту тему в наших комментариях и согласился вместе с нами рассказать читателям, в чем же отличие между дилерами, автоброкерами и перекупами.

Фото с открытия салона «Автоцель». На фото Ford 1922 года выпуска. Автомобиль на ходу. Является собственностью компании

Материал подготовлен на основании статьи канала Яндекс Дзен компании «Автобосс». Опубликован с малыми изменениями. Баттл «Дилеры VS Перекупы» состоялся 22 сентября 2020 года.

Обо всех мероприятиях автомобильного рынка вы можете заранее узнать в цикличной публикации рубрики «Календарь автоброкера».


Читайте также: